Найти в Дзене
Remont1969

Путь Роллс-Ройса. Часть 43. Rolls Royce Armoured Car Home Guard. 1940. С чего все начиналось тем и закончилось.

Rolls-Royce Armored Car Home Guard

Страна изготовления: Великобритания

Год производства: 1940

Кол-во: 5-10 (по разным проектам бронирования)

Шасси: Rolls-Royce Phantom 1

Боевая масса: 4500-5000 кг

Двигатель: 7668 ccm, 106 л.с.

Бронирование: 6,35 мм

Вооружение: .303 Vickers maschine gun MkI, infantry pattern

Экипаж: 2-3 

"Если на клетке с тигром написано слон, не верь глазам своим (С)". Если машина похожа на бронеавтомобиль Роллс-Ройс, если она на шасси Роллс-Ройс, то это не обязательно броневик Rolls Royce Armored Car. Особенно если Вы в Англии в 1940 или 1941 годах. Это может быть одна из импровизированных машин Сил Самообороны (Home Guard), построенная на шасси и с двигателем Роллс-Ройса с бронирование по странному проекту и построенная в железнодорожной мастерской. Как говорил один известный танковый генерал: Мне не важно какие у меня танки, главное что бы они были. Так и Силам Самообороны метрополии было неважно какие у них машины, главное что они были. Хотя конечно основная роль таких машин была исключительно демонстративной: показать патриотизм и занять время солдат. Военного смысла ни сами Силы Самообороны, ни их бронетехника не имела.
Rolls-Royce Armoured Car  29-го батальона  29h(East Lancashire) Battalion Home
Guard в Бурнли (Burnley)
Rolls-Royce Armoured Car 29-го батальона 29h(East Lancashire) Battalion Home Guard в Бурнли (Burnley)

История бронеавтомобилей Роллс-Ройс началась в 1914 году с импровизированных машин, построенных коммандером одного из звеньев Авиации Морского флота ( Royal Navy Air Service, RNAS) Чарльзом Р. Сэмсоном на континенте на шасси лично принадлежавших офицерам Rolls-Royce 40/50HP. Потом был долгий путь машины, включавшей серийное производство, послевоенную модернизацию, изменение бронекорпуса, смену шасси, смену вооружения, многочисленные подражания по всему миру. Но когда в 1939 году Великобритания снова оказалась на пороге войны, а в мае 1940 уже на пороге вторжения бронированные Роллс-Ройсы снова вернулись как импровизированные машины, на этот раз уже для Сил Самообороны.

Силы самообороны (Хоум гард (Home Guard) были созданы в Великобритании 14 мая 1940 года и сначала назывались — Местные добровольческие силы обороны (Local Defence Volunteers, LDV)). Военное министерство с ужасом смотрело на ту сторону Канала и понимало, что еще немного, и Англия останется вообще без армии. Начавшаяся 20 мая операция Динамо, по эвакуации войск из Дюнкерка, в ходе которой с 24 мая до 4 июня было эвакуировано без малого 340 тысяч солдат и офицеров, успешно закончилась. И это было чудом. Да, без техники и вооружения, но 340 тысяч военных, причем обстрелянных это была сила. Но еще в начале мая казалось бы, что все пропало, германская армия должна была смять оборону у Дюнкерка, уничтожить все силы союзников во Франции, а затем рывком через канал высадится в Англии. Народное ополчение должно было стать последним рубежом обороны.
-3
С 1940 по 1944 год на действительную службу в Силы Самообороны было призвано 1.5 миллиона добровольцев-граждан метрополии, непригодных к действительной военной службе, старых, молодых (в английскую армию призывали от 18 до 41 года), больных и в общем бесполезных и на гражданке, и в армии. К ним добавили "ветеранов", приписанных к войскам резерва. А служба в полиции, гражданской обороне, территориальных военных частях не входила в это количество. Всего примерно одна пятая часть всех граждан мужского пола в Метрополии так или иначе прошли через Силы Самообороны. Вооружение, которое стояла на службе в Хоум Гвард было примерно такого же качества, как и солдаты: старое и изношенное. Бронетехники и артиллерии не было от слова "совсем". Но в принципе ее почти не было в 1940 году и в обычной армии, все что было нажито за предвоенные годы было оставлено во Франции.
-4

Для Сил Самообороны бронирование машин проходило так же по добровольческому принципу. Патриотические граждане передавали свои легковые автомобили в руки сил самообороны. В местных мастерских на них навешивали разное количество железа, в зависимости от того, сколько шасси могло вынести или насколько удачно бронирование было спроектировано. Всего было забронировано несколько сотен различных шасси, из них около 5 было на шасси Роллс-Ройс Сильвер Гост. Одним из самых массовых были почти "серийная переделка" автомобилей Стандарт - Standard Beaverette Standard Car 4×2, или Car Armoured Light Standard.

Подразделение на Standard Beaverette Standard Car 4×2, или Car Armoured Light Standard
Подразделение на Standard Beaverette Standard Car 4×2, или Car Armoured Light Standard

Стилистика бронирования Роллс-Ройсов была от "очень похоже", как на лицевой фотографии статьи неизвестного подразделения Сил Самообороны, на которой импровизированный бронеавтомобиль во многом повторяет реальную серийную машину, до стиля "бронированный шкаф" - как на второй фотографии машины принадлежащей 29-му батальону Сил Самообороны ( 29th (East Lancashire) Battalion Home Guard). Еще две бронемашины Роллс-Ройс были забронированы по схожей схеме: одна для батальона печатного магната Лорда Кемслея, вторая для 47-го батальона Лондонского совета.

Бронемашина из состава Kemsley House Home Guard на базе шасси Rolls-Royce.
Бронемашина из состава Kemsley House Home Guard на базе шасси Rolls-Royce.

Броневик из состава батальона Кемслея был забронирован видимо в профессиональной кузовной мастерской, получилось бессмысленно но красиво и даже в чем то элегантно. Вооружение в виде пулемета Виккерс размещалось в круглой башне.

-7
Одним из малоизвестных, но то же время произведенных большой серией, было нестандартное противотанковое оружие, которое условно называется Бомбарда Блэкера (Blacker Bombard), принятая на вооружение в 1941 под названием Надкалиберный миномёт, 29-мм(29 mm Spigot Mortar). Сложно увидеть в этом изделии противотанковый миномет, но так ведь оно и было. Британская 29-мм противотанковая и противопехотная мортира-миномет была очень близка по идее РПГ, и не удивительно, что одним из итогом её развития стал первый британский гранатомет PIAT. А поводом для возникновения этого оружия, так же как и создания Сил Самообороны, была "катастрофа" или "чудо" при Дюнкерке, как на это смотреть. В итоге эвакуации английская армия осталась практически без противотанковых средств и нужно было срочно решать задачу производства дешевого и простого противотанкового оружия. Один из вариантов был предложен полковником британской армии Стюартом Блэйкером (Latham Valentine Stewart Blacker). Полуавтоматическая гладкоствольная метательная установка стреляла оперёнными противотанковыми или осколочными снарядами, сконструированными на основе 2-дюймовой артиллерийской мины. Сама система, как и импровизированные Роллс-Ройсы, стала возвратом к широко применяемым в годы Первой Мировой стержневым минометам, в межвоенное время полностью вытесненным минометами системы Стокса.
-8
-9
Несмотря на то, что ПТО Блейкера была стержневым минометом, у нее сохранили внешний ствол-кожух, который придавал оружию солидности. Внутри находится стержень диаметром 29-мм, на который и надевалась хвостом мина. Вес ствола и механизма составлял 50 кг, станок весил 100 кг. Бомба весила 20 кг и могла быть прицельно выпущена в цель на расстоянии в 100 ярдов (91 м). Было два вида боеприпасов: фугасный и зажигательный. Разрыв такой бомбы пробить танк не смог бы, но вывести его из строя запросто. Да и вообще мощность оружия для дистанций его применения была чрезмерной. Одним из способов применения было размещение ствола и механизма на стационарных позициях - «mortar pits» – «минометных ямах», в центре такой позиции устанавливалось бетонное основание, на котором и закреплялся один только ствол «бомбарды Блейкера». Такие позиции были разбросаны по всей Англии, особенно около мостов, вокзалов и государственных зданий. До настоящего времени сохранилось почти 400 таких позиций, некоторые были музеифицированны с использованием сохранившихся Бомбард. И конечно вся эта техника обслуживалась частями Сил Самообороны (Home Guard).
-10
Учитывая прицельную дальность в 100 метров и мощнейший заряд, Система Блейкера была оружием одного выстрела, в бою второй раз выстрелить бы просто не дали, тем не менее всего было произведено целых 18 919 штук, из которых около 250 бомбард было поставлено в 1941 – 1942 году Красной Армии по программе ленд-лиза. История умалчивает об их применении на советско-германском фронте. А в силах самообороны (Home Guard) даже пытались совместить бесполезное оружие с импровизированным бронированным транспортом, в итоге получались "импровизированные противотанковые части".
 Бомбарда Блэкера за частично бронированным импровизированным Стандардом.
Бомбарда Блэкера за частично бронированным импровизированным Стандардом.

Два батальона Национальной гвардии Лондонского совета графства ( London County Council (LCC) Home Guard), были полностью сформированы из сотрудников Лондонского совета. Бронеавтомобиль Роллс-Ройс для них был создан на шасси Phantom I, который был передан для перевооружения председателем Лондонского Совета. Машина судя по всему бронировалась там же, где и броневик Кемслея.

Бронеавтомобиль Роллс-Ройс 47-го BATTALION LONDON COUNTY COUNCIL HOME GUARD, LONDON, 1940
Бронеавтомобиль Роллс-Ройс 47-го BATTALION LONDON COUNTY COUNCIL HOME GUARD, LONDON, 1940

Бронирование было стальным, скорее всего из котельного железа, толщиной в 6,35-мм, как и первые импровизированные машины в 1914 году. Вооружение в виде пулемета .303 Vickers было установлено в башне. На вооружении у лондонского Батальона было две бронемашины, одна на шасси Роллс-Ройс, вторая на шасси автомобиля Стандард. Слава богу, что максимум где их применяли были парады и фотосессии.

Инспекция Сил Самообороны Лондона (County Hall, London)
Инспекция Сил Самообороны Лондона (County Hall, London)
47TH BATTALION LONDON COUNTY COUNCIL HOME GUARD, LONDON, 1940
47TH BATTALION LONDON COUNTY COUNCIL HOME GUARD, LONDON, 1940

С чего все начиналось, тем и закончилось - импровизированные броневики Роллс-Ройс против германской армии в 1914 году начали войну колес и брони, а закончилась военная эпопея Роллс-Ройса на Родине в виде машин, которые точно не были лучше тех, которые строили в 1914.

Источник:

https://topwar.ru/81745-sterzhnevye-minomety-zabyty-navsegda-ili-esche-net.html

David Fletcher. Osprey - New Vanguard 189 - The Rolls-Royce Armoured Car

Авто
5,66 млн интересуются