В 1946 году в Ижевске начали выпуск мотоцикла ИЖ-350, копию немецкого DKW, дедушку всех планет и юпитеров. В 51 в сжатые сроки конструкторы создали более совершенную модель Иж-49.
Но времена шли, появились юпитер и планета, одна модель ( или же рестайлинг) сменяла другую, СССР канул в лето. 2008 и завод законсервирован. Как так? Был ли шанс выжить у крупнейшего отечественного завода существовать и конкурировать в современном мире? Сейчас разберемся.
При СССР у ИЖа дела шли хорошо, в их весовой категории из конкурентов была дорогая и очень редкая чехословацкая Ява. Однако прежней державы не стало, на ее месте появилась новая неокрепшая страна, с полностью открытыми границами. В Россию тут же повалили мотоциклы из Японии и США. А у Ижмаша к концу 90-х в производстве было только три морально и технически устаревших модели: Планета и Юпитер 5-ой модели, а также Юнкер. Даже подержанные "японцы" были предпочтительнее нового детища ИЖа. Репутация, которого была подпорчена снизившимся качеством продукции и малым ресурсом 4 юпитера. Единственное место, где отечественные мотоциклы более менее стабильно держались, это деревня ( пока на рынок не пришла китайская армия альф).
С начала 90-ых конструкторы завода пытались создать принципиально новые модели таких как Орион, Сайгак и многие менее известные модели. Но каждый раз дело до конвейера не доходило. Начальство боялось рисков и затрат нового производства.
Производимые планеты стали оснащать системой раздельной смазки (РСС) орионовскими вилками, дисками, тормозами.
Так же инженеры попытались протолкнуть планету-6, с жидкостным охлаждением, новой пятиступенчатой коробкой и ЦПГ от ПС.
Аналогично в это же время выпускали "водяные юпитеры"
Где-то с 2004 года Иж уже набрал приличных долгов, и продукцию начали несчадно упрощать и удешевлять, пытаясь выжить.
И так 2008 Ижевский мотоциклетный завод прекратил свое существование.
Но был ли выход? Да. Завод мог развиваться двумя способами.
Первым способом мог стать полный отказ от старой продукции и полное продвижение новой модели, например того же самого Иж Сайгак, который был не плохо унифицирован с пятыми планетами и юпитерами. У завода был большой шанс прогореть и обанкротиться на десятку лет раньше. Выживи завод мог стать как современный минский мотозавод и ЗИД, то есть собирать у себя мотоциклы с китайски двигателями. Такой завод мог бы конкурировать лишь с китайскими аналогами. Но его продукция была бы для обычных работяг.
Второй вариант. Иж пошел бы по пути Ирбитского мотозавода (Урал). В Ижевске бы начали производить старые модели с импортными комплектующими хорошего качества. Те же карбюраторы, генераторы, подшипники, сальники, детали ЦПГ, установка лепестковых клапанов и резонаторов, дисковых тормозов. Качество продукции вышло бы на новый уровень как и его цена. Такие мотоциклы выпускались бы мелкосерийно и шли в основном на экспорт.
И так подведем итог
Пока существовал Советский Союз у ИЖа не было конкурентов, поэтому руководство завода и правительство, занимались скорее рестайлингом старых моделей, чем разработкой новых. Начиная с ИЖ-56 и заканчивая планетой-6, рама мотоциклов вообще не изменилась и не улучшилась, в принципе как и двигатели. Конечно же нельзя в этом винить "неумелых инженеров" завода. Они были не чем не хуже иностранных коллег и так же могли создавать хорошие передовые модели. Здесь больше вопрос возникает к промышленной доктрине и людям ее создавшую, которые решали:"Мол, нашим людям не надо ездить на современных моделях с комфортом. Нам это слишком дорого и затратно производить. Такое нам сейчас не надо."