Этот автомобиль увековечен Робертом Земекисом в культовой картине «Назад в будущее». Пожалуй не найдется человека который не смотрел, либо ничего не слышал об этом фильме. DeLorean DMC-12, о сложной судьбе именно этого автомобиля и его создателя пойдет речь.
Джон Делореан, один из самых влиятельных менеджеров в истории автомобилестроения. Миру он запомнился как очень интересная, но противоречивая личность. Он хотел создавать автомобили и построить свою империю, которая на равных смогла бы конкурировать с сильнейшими автопроизводителями мира. DeLorean DMC-12, что это было, ожидаемая катастрофа или роковое стечение обстоятельств?
Делореан – уникальная личность, он сумел сделать фантастическую карьеру в таких компаниях как Crysler и Paccard, но Америка о нем узнала, когда Делореан начал работать в Дженерал Моторс, который в то время был самым крупным производителем автомобилей в мире, и немалая заслуга в этом именно его. Имея острый ум и хватку настоящего бизнесмена он невероятно быстро делал себе карьеру. Конструктор, менеджер, а потом всего в 40 лет он становится самым молодым руководителем компании Pontiac за всю историю Дженерал Моторс. Именно благодаря Делореану был создан Pontiac GTO, Muscle Car, после которого автомобильная Америка уже никогда не была прежней.
По мере восхождения по карьерной лестнице Джон Делореан становился настоящей суперзвездой автомобильного мира. Джон был успешен, и за свои успехи получал баснословные гонорары. Зарабатывая огромные деньги, он ни в чем себе не отказывал. Успешный и богатый, Джон Делореан встречался с моделями и актрисами, многие из которых были младше его в два раза. Можно сказать, человек жил как суперзвезда, но всего этого ему было мало.
Вот в этот самый момент, пожалуй и начинается история создания того самого автомобиля. Несмотря на выдающиеся успехи, у Делореана начинаются серьезные противоречия с руководством Дженерал Моторс. Он критиковал своих боссов за крайне медленное внедрение в производство передовых технологий. Убедить руководство в необходимости реформ и модернизации так и не удалось, в конце концов дошло до того, что непонятый и неуслышанный Делореан со скандалом ушел из компании. Через несколько лет после ухода он даже издал книгу, о своей работе в Дженерал Моторс, которая к слову была издана и в СССР.
После ухода, Делореан был богат, за годы работы он обеспечил себя на всю жизнь и ни в чем не нуждался. Однако сидеть сложа руки и просто тратить деньги он не собирался. Джон решил создать свой автомобиль. Он хотел сделать невероятный спорткар, суперавтомобиль, современный, эффектный, технологичный. Свою идею он вынашивал долгие годы, это была его мечта, и нужно признать, мечта потрясающая.
Планы были наполеоновские, но для крупносерийного производства нужен был завод, и вообще, вся эта затея стоила немалых денег. Благодаря своей репутации успешного управленца Делореану не стоило большого труда привлечь для своей идеи богатых инвесторов, среди которых были политики, крупные бизнесмены и звезды шоу-бизнеса. Но самый большой вклад в дело сделало правительство Великобритании. В связи с гражданским конфликтом и большой безработицей в Северной Ирландии, правительство выделило 140 млн. долларов на строительство в этом регионе автомобильного завода для компании DMC (Delorean Motor Company).
Пока в Ирландии строился один из самых современных заводов в мире, полным ходом шла разработка революционного автомобиля. В ней были задействованы колоссальные ресурсы и привлечены талантливые и известные личности. Над проектом работали инженеры Уильям Коллинз и Колин Чепмен. Создать дизайн будущего авто пригласили гения автомобильного дизайна Джорджетто Джуджаро. И вот, через пару лет, в 1977 году, на одном из автосалонов был представлен первый концепт Delorian DMC-12.
Сказать что автомобиль выглядел футуристично, значит ничего не сказать. Для многих он был похож на космический корабль, эффектные двери «крыло чайки», внешние кузовные элементы из нержавейки, задние колеса были больше передних. Компоновка авто среднемоторная, двигатель Джон Делореан хотел закупать у компании Mazda, и непременно роторный. За подвеску отвечали специалисты Lotus. А самое главное – цена, стоить все это по заверениям Делореана должно было не более 12 000 долларов. Впечатленные презентацией, тысячи посетителей автовыставки начали оформлять предзаказы, но потом, как это часто бывает что-то пошло не так…
У автомобиля появились первые сложнорешаемые проблемы, если внешне авто не сильно отличался от представленного на выставке прототипа, многие заявленные технологии были сырыми и невыполнимыми. По разным причинам отказались от подушек безопасности, от ротора компании Mazda пришлось отказаться, он оказался слишком дорог в закупке, на его место встал V6 на 150 лошадиных сил, а из-за экологических норм его и вовсе пришлось задушить до 130 лошадей. Планируемая масса в 1 тонну увеличилась до 1250 кг. , что в свою очередь серьезно снизило показатели динамики.
Цена автомобиля также не удержалась на заявленной и была поднята больше чем в два раза. Тем не менее большинство покупателей это не смутило, за великолепный внешний вид и футуристичность первые клиенты были готовы многое простить этому авто. Многое, но далеко не все…
Первые автомобили сошли с конвеера в 1981 году. Владельцы первой партии DMC-12 были разочарованы, качество сборки было отвратительным, дело в том что в Ирландии было очень мало квалифицированных рабочих. Люди просто никогда не собирали автомобили, тем более такие технически сложные. Дефекты и брак находили почти в каждом авто, отказывала электроника, часто автомобили после доставки их клиенту просто отказывались заводиться. Первая некачественная партия очень сильно повлияла на репутацию автомобиля.
Многочисленные жалобы, гарантийные ремонты и возвраты серьезно ударили по финансовому состоянию компании. Как раз это время экономика США ушла в рецессию, спрос упал еще больше, все пошло наперекосяк. Поставщики комплектующих требовали денег, но после череды перечисленных событий Джону Делореану нечем было платить даже своим рабочим. Самое обидное, что качество автомобилей к этому моменту удалось поднять, DeLorean DMC-12 стал вполне надежным и качественным автомобилем. Однако время было упущено, дела компании стали хуже некуда.
В надежде спасти свое детище Делореан принимает катастрофическое по своим последствиям решение, в надежде найти деньги он связывается с наркодиллерами. Джона Делореана арестовали и предъявили обвинение в сбыте наркотиков. Компания была обречена, через неделю ее признали банкротом, сотрудников завода уволили, имущество продали с молотка. Сам Делореан попал на скамью подсудимых. Через полтора года его оправдали, но к тому времени копания DMC, как и репутация ее владельца была полностью уничтожена.
Интересный факт, изначально при подготовке сценария к фильму «Назад в будущее» на роль машины времени был выбран обычный домашний холодильник. Но режиссер решил, что машина времени непременно должна быть красивым, крутым, необычным автомобилем. Из всего что предлагал мировой автопром того времени именно DeLorean DMC-12 больше всего подходил по всем этим параметрам.
Фильм стал культовым, актеры сыгравшие главные роли стали звездами первой величины, а автомобиль DeLorean DMC-12 желал получить каждый, кто посмотрел эту картину. Но авто к тому времени уже не выпускалось. Можно только предполагать, как сложилась бы судьба Джона Делореана и его автомобиля если бы фильм вышел на пару лет раньше.
После выхода «Назад в Будущее» на экраны Джон Делореан написал письмо режиссеру картины с благодарностью за использование в ленте его творения. Остаток жизни Делореан провел в бедности и судебных тяжбах с кредиторами и умер в 2005 году в возрасте 80 лет. На надгробной плите изображена его мечта: DeLorean DMC-12.
ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ:
Не забывайте поставить оценку публикации. Ваше мнение всегда важно для автора. Понравилась статья - подписывайтесь на канал, делитесь с своими друзьями в соцсетях. Приятного просмотра...