В истории советского автопрома числится много перспективных автомобилей, которые стали призраками перестройки и ушли в историю. Этот ЗиЛ - один из них.
ЗиЛ-4102 начал свое производство после прямого заказа от Горбачева. Тогда президент СССР изъявил необходимость в новом правительственном лимузине, который должен был иметь комфортные качества и достойные динамические характеристики.
Уже в 1982 году, предыдущая версия лимузина ЗиЛ - 4104 считался устаревшим. Спустя три года была принята финальная концепция нового 4102. После этого был приобретен Rolls-Royce Silver Spirit для изучения этой модели, и постройки ЗиЛа по подобию. Через время после изучения Ролса, окончательный проект был передан на постройку в шестой цех завода ЗиЛ, который занимался сборкой правительственных автомобилей.
В 1988 году разработка 4102 дошла до окончательного этапа сборки. Отличался от предыдущих версий новый лимузин своим несущим кузовом. Такая схема без рамы повлекла за собой появление резонансных вибраций, поэтому пришлось неплохо повозиться с этой проблемой, и в конце концов от вибрации избавились. А так же производилась полностью ручная сборка всех кузовных элементов, которые качественно подгонялись друг к другу.
Нестандартное, но современное решение стало использование стеклопластика, из которого были сделаны капот и бамперы, а так же крышка багажника, панели крыши и пола . Такое решение привело к значительному снижению веса автомобиля -новый ЗиЛ стал на целых 500 кг легче своего предшественника, что привело к улучшению ходовых показателей.
Двигатель здесь остался от 4104 версии - V образная восьмерка с объемом в 7,5 литров и мощностью в 320 лошадиных сил. За счет облегчения веса ЗИЛ-4102 улучшил свои динамические характеристики. Теперь он набирает 8 секунд до 100 км/ч, вместо прошлых 10,5 секунд.
Но кстати вес не повлиял на расход топлива. Прожорливый ЗиЛ - 4102 расходовал 18 литров, а вот при скорости больше 120 км/ч все 25 литров. Топливное питание происходило через 4-ех камерный карбюратор, который запитывали два бензонасоса. Система зажигания имела устаревший механизм, она была транзисторного типа. Под передним бампером располагались два масляных радиатора, так как двигатель любил уходить в перегрев.
Салон, который рассчитан на 4ых человек, включал в себя систему кондиционирования, осветительные плафоны, два задних кресла для вип-персон, разделенных между собой широким туннелем, под которым проходила трансмиссия. Спереди располагалось кресло для охранника
и соответственно водительское кресло. Салон имел отделку светлым велюром, а так же кремовой кожей и деревянными панелями.
В итоге, после окончательной передачи двух автомобилей правительству на "пробы", ЗиЛ 4102 был отвергнут Горбачевым. Причина до конца не ясна, но поговаривают что президенту не понравились сроки внедрения в производство. Таким образом работы по проекту постепенно были свернуты, а автомобиль ушел в историю.