13,4K подписчиков

Что погубило первый российский суперкар – история взлета и разбор причин краха «Маруси»

2,4K прочитали

Возможно, многие даже не знают, что Россия могла стать страной производителем суперкаров. Но ей она так и не стала. Давайте разберем историю взлета и падения автомобильной марки «Маруся» , которая замахнулась на конкуренцию с Lamborgini и Феррари.

Прототип первого российского суперкара "Маруся"
Прототип первого российского суперкара "Маруся"

История успеха

В 2007 году знаменитого ведущего, гонщика, шоумена Николая Фоменко пригласили на презентацию спортивного автомобиля Феникс. Создателем этой машины стал знаменитый в определенных кругах конструктор и промоутер автогонок Игорь Ермилин. Он искал финансирование для своего проекта.

Фоменко авто понравилось, но у него возникла амбициозная идея создать машину не для гонок, а для дорог общего пользования. Построить первый российский суперкар.

Lotus Elise - образец для будущего российского суперкара "Маруся"
Lotus Elise - образец для будущего российского суперкара "Маруся"

Планировалось, что автомобиль будет стоить 40-45 тыс. долларов. Для примера был взят британский Lotus Elise – быстрый суперкар, популярный в Европе. Для столь амбициозной затеи нужно было много денег. Обладая необходимыми знакомствами, Фоменко мог их достать. К проекту подключились: партнер по бизнесу Антон Колесник, бизнесмен и политтехнолог Ефим Островский, меценат, бизнесмен и коллекционер, выпускавший знаменитую в 90-х годах приставку Dandy Андрей Чеглаков.

Денег стало много, чтобы реализовывать столь сложный проект. Всего за два месяца в 2008 году была создана команда, закуплено минимальное количество необходимого оборудования и арендовано помещение на заводе ЗИЛ. Через пять месяцев был построен первый прототип без кузовных панелей. В основе всего лежит кокпит, сваренный из труб квадратного и круглого сечения. Все это обшивалось алюминиевыми листами.

Кокпит суперкара Маруся - основа для будущих моделей российского автомобиля
Кокпит суперкара Маруся - основа для будущих моделей российского автомобиля

К кокпиту спереди крепился подрамник на который монтировалась передняя подвеска, с поперечно расположенным двигателем. На задний – задняя. На каркас навешивались кузовные панели из стеклопластика, которые в будущем планировали заменить на детали из карбона.

С альянсом Рено-Ниссан было заключено соглашение о поставки моторов WQ35. Это V-образная шестерка в разных модификациях ставилась на огромное количество автомобилей. На спорткаре Nissan 350z двигатель развивал 300 лошадиных сил. На болидах Формулы 1 из этого силового агрегата «вытягивали» до 500 л.с.

"Пламенное" сердце суперкара Маруся WQ35  от Рено-Ниссан
"Пламенное" сердце суперкара Маруся WQ35 от Рено-Ниссан

По расчетным данным российский суперкар должен был разгоняться с 0 до 100 за 5 секунд. А с самым мощным движком – 3,8 секунды. У мотора все равно оставался запас для повышения мощностных характеристик, чип-тюнинга. На первые автомобили решили устанавливать АКПП на 5 ступеней. Была возможность оснастить механической коробкой передач.

Прототип готовился в огромной спешке. Люди работали сверхурочно. Работали с энтузиазмом, чувствовали огромную ответственность. В 2008 году в Москве молодая компания с необычным названием «Маруся Моторс» показала свой автомобиль «Маруся B1» – первый российский суперкар.

Уже на презентации 10 человек решили купить этот автомобиль. Название было предложено актрисой Марией Голубкиной – женой Николая Фоменко. Цена на машину повысилась до 100 тысяч долларов, что в два раза превышала планируемую.

Все ходили, вздыхали и охали: «Неужели это все сделано в России»! Маруся состояла на 80% из деталей отечественного производства.

Что дальше было?

Окрыленная успехом, «Маруся Моторс» объявила о запуске еще одной модели «Маруся B2». С технической точки зрения это был такой же автомобиль, но с другими кузовными деталями. Как заявлял Фоменко, на одну платформу можно навесить любой кузов.

Всего за два года у Маруси готовилось к производству два суперкара – B1 и B2. К этому моменту были сформированы отделы с дизайнерами, инженерами и проектировщиками. В то время, пока прототипы проходили испытания, на заводы закупалось дорогое оборудования, по всему миру началась масштабная рекламная компания.

Прототипы моделей "Маруси" - B1 и B2
Прототипы моделей "Маруси" - B1 и B2

Первые российские суперкары давались на тест-драйвы, демонстрировались на всевозможных очень крупных мировых выставках. Снимались рекламные ролики со знаменитыми моделями, Маруся появилась в популярных видеоиграх. В Москве и Монако открылся шоурум. В последнем случае на открытие был приглашен князь Монако.

На автомобиль предлагалось оформить заказ с внесением предоплаты. Руководство заявляло, что заказ сделали 700 человек. Дела шли в гору, деньги от инвесторов потекли рекой. Это все происходило в тот момент, когда не было еще ни одного готового к выпуску авто.

Маруся стала спонсором одной из команд Формулы 1 Virgin Racing. Чуть позже, основной инвестор Андрей Чеглаков выкупил полностью пакет акций команды, после чего она стала называться «Маруся F1 Team». Как надеялось руководство, эта покупка поспособствует популяризации бренда и привлечет еще больше инвестиций.

Команда "Маруся F1 Team"
Команда "Маруся F1 Team"

История краха

Планировалось продавать по 1500 штук автомобилей в год. Завод разрастался, штат людей увеличивался, компания развивалась. Начиналась разработка третьей модели B3, хотя полноценных экземпляров B1 и B2 еще не было. Кроме этого, огромные ресурсы были брошены на проектировку двух внедорожников – полноразмерного F1 и среднеразмерного F2.

В планах были еще лимузин и электрокар. Количество проектов было очень большим. Казалось, что компания слишком распыляет свой потенциал. Тем более, что еще не один из существующих проектов не был до конца завершен.

Лимузин от компании "Маруся Моторс"
Лимузин от компании "Маруся Моторс"

Во время сертификации, тестов было выяснено, что доработки требовали система охлаждения двигателей, нужно было улучшить аэродинамику, это не все технические проблемы, которые нужно решать.

В неподходящий момент произошел разрыв сотрудничества с Ниссан-Рено. Нужно было искать нового поставщика двигателей. Им стала английская компания Cosworth. Моторы были не хуже прежних, но затраты возросли. Цены на российский суперкар пришлось поднимать до 140 тысяч долларов.

Бюджет компании истощался, людские ресурсы были «размазаны» по нескольким проектам, но ни один не был доведен до серийного производства. Инвесторы требовали результата. Большой потерей стал уход главного конструктора Игоря Ермолина. Доработку суперкаров передали финской компании. Это опять ударило по бюджету.

Большие затраты компания несла при закупке дорогостоящих комплектующих, запчастей, оборудования. Как вспоминали сотрудники, покупалось все бездарно, некоторое даже не пригодилось.

На репутацию Маруси повлияли неудачи в Формуле 1. Две аварии с автомобилями Маруся F1 Team испортили отношение к автомобилям этой марки. В обоих случаях был летальный исход. Никто в этом команду не винил, но они косвенно повлияли на её репутацию. За четыре года выступлений в Формуле результатов было ноль, всего два очка.

Авария с участием болида Маруся F1 Team
Авария с участием болида Маруся F1 Team

Над Марусей сгущались тучи. Настали нелегкие времена, что в гонках, что в выпуске суперкаров. Инвесторы теряли терпение. Бюджет истощался. Чтобы выжить, приходилось участвовать в государственных проектах: «Кортеж» и постройка легкого внедорожника для нужд армии. Государственного финансирования она не получила.

Проекты не были закончены, обязательства, перед оплатившими заказ, не были выполнены. Финансирование прекратилось, штат стали сокращать. Финансовая поддержка команды F-1 полностью прекратилась. На последнюю гонку сезона она не вышла.

В апреле 2014 года производитель российских суперкаров «Маруся» был признан банкротом.

Вывод

Причиной краха стали:

  • Неумелый маркетинг и бездарный менеджмент;
  • Огромные вливания в гоночную команду;
  • Проектирование и развитие нескольких проектов одновременно. Ни один из них не был доведен до серийного производства.

Амбиции руководства не знали предела. Принимались не обдуманные стратегические решения. В итоге – многомиллионные убытки, не выполненные контракты, задолженности банкам и судебные разбирательства. За все время существования компании было выпущено 44 прототипа разной степени готовности. На данный момент не больше 5 на ходу.