Найти в Дзене
Гламурный Ас

Французский Як-3.

Собственный архив.
Собственный архив.

Первое знакомство французских лётчиков из авиационного полка "Нормандия-Неман" с советским истребителем Як-3 произошло в конце лета 1944 года. Поначалу французы относились к советскому истребителю с недоверием. Хрупкое шасси и слабая прочность самолёта, вызывало у французов негодование, однако они к нему достаточно скоро привыкли.

Французские лётчики из авиационного полка «Нормандия - Неман» курят после боёв. Фото 1944 года, Октябрь. Источник изображения: yandex. ru
Французские лётчики из авиационного полка «Нормандия - Неман» курят после боёв. Фото 1944 года, Октябрь. Источник изображения: yandex. ru

Кстати говоря о прочности самолёта Як-3, при тяжёлых перегрузках прочность самолёта могла держаться только на честном слове и это было катастрофой для французских лётчиков, которые любили выполнять резкие манёвры в воздушных боях. Из-за этого недостатка самолёта разбился французский лётчик Камиль Бертран в сентябре 1944 года, к сожалению он не выжил. Да и говоря о недостатках Яка-3 стоит упомянуть его низкую скорость на средних и больших высотах, что затрудняло вести воздушные бои с немецкими Мессершмиттами. Однако не смотря на такое у "Яка" были и достоинства. Например его хорошее вооружение и хорошая скороподъёмность в 1 111 м/мин. Со временем французы поняли принцип ведения воздушного боя на этом самолёте. Доказательством этих слов служит факт того, что за весь октябрь 1944 года, французы совершили 100 боевых вылетов и подбили 30 самолётов врага.

Один из самолётов Як-3 авиационного полка «Нормандия - Неман». Источник изображения: Wikipedia.
Один из самолётов Як-3 авиационного полка «Нормандия - Неман». Источник изображения: Wikipedia.

Французский лётчик за  управлением Як-3. Фото 1944 года. Источник изображения: yandex. ru .
Французский лётчик за управлением Як-3. Фото 1944 года. Источник изображения: yandex. ru .

Под конец войны, когда поражение для Нацистской Германии было неизбежно, командование СССР разрешило французским лётчикам из авиационного полка "Нормандия-Неман" отправиться домой на советских Яках. И летом 1945 года, французы прибыли домой, во Францию. За всё время деятельности французского авиационного полка было подбито более 150 самолётов врага. Причём особого внимания из всех лётчиков французского полка стоит Франсуа де Жоффр, который после войны написал книгу "Нормандия-Неман" по одноимённому авиационному полку. Дальнейшая судьба Яка-3 сложилась так, что он использовался как элемент пропаганды Военно-Воздушных Сил Франции. Из 40 самолётов прибывших во Францию в 1945 на данный момент остался всего лишь один Як-3. К слову во Франции этот "подарок от Сталина" до сих пор пользуется хорошей репутацией и французы почитают этот самолёт.

Последний Як-3 во Франции с одним из современных истребителей Франции. Дата и место фотографии неизвестно. Источник изображения: yandex. ru .
Последний Як-3 во Франции с одним из современных истребителей Франции. Дата и место фотографии неизвестно. Источник изображения: yandex. ru .

«Истребитель Як-3 – очень легкий по весу, имеющий, безусловно, много общего с Як-9, но отличается от него более высокими летными качествами, более совершенной формой и тщательностью отделки… Обзор изумительный, особенно вперед. Самолет обладает отличной маневренностью.» (с) Франсуа Жоффр.
Франсуа де Жоффр, фотография 1945 года. Источник изображения: militera.lib.ru .
Франсуа де Жоффр, фотография 1945 года. Источник изображения: militera.lib.ru .
Франсуа де Жоффр в самолёте Як-3. Фотография 1944 года. Источник изображения: airraces. ru .
Франсуа де Жоффр в самолёте Як-3. Фотография 1944 года. Источник изображения: airraces. ru .

А что вы думаете насчёт советского самолёта Як-3 и как относитесь к авиационному полку «Нормандия-Неман», пишите свои ответы во комментариях под статьёй.