Найти в Дзене
море и пароходы

Стальные концы на танкере

Много картинок!

Я предупредил.

Иногда, в ответ на посты, в которых я разбираю какую либо байку, получаю упрёк - сам, мол, выдумал, и сам же и разоблачил.

Хорошо бы было, если бы оно и на самом деле обстояло так. Но выдумывать мне не приходится. Всё само приходит. И один из источников таких баек, других абсурдных утверждений, это комментарии к статьям. Достаточно тщательно прочитать комментарии к некоторым статьям, и готово, вот материал для статьи. Не верите? Доказательство на картинке ниже:

Снимок с экрана.
Снимок с экрана.

Как можно понять вопросы человека? Лично я понял так, что свистишь ты, автор, про стальные концы на нефтеналивном танкере. Анекдоты нам тут рассказываешь, а люди уши и развешивают.

Я всю свою морскую жизнь проработал на танкерах. Стаж... ну, больше 25 лет. И знаете сколько я всяких небылиц наслушался о танкерах? Да книгу написать можно по всем темам.

И работают, де, на танкерах одни камикадзе, и платят им надбавки, так называемые "гробовые", и сам танкер, это прям пороховая бочка, и то там нельзя, и другое.

На самом деле танкер, это обычное судно для перевозки грузов. Специфика груза накладывает некоторые ограничения, но и не так, чтобы всё совсем плохо. Есть правила по ТБ, есть правила по безопасности... выполняйте их, и уйдёте на пенсию в положенное время. Подавляющее количество аварий на танкерах - рукотворные, вызванные действиями экипажа.

Вот из этой же серии страшилок и про стальные концы на танкере. Мол, если порвётся такой конец, как полетят искры, а на борту, скажем, бензин. И, как бахнет-бабахнет, что мало не покажется.

Ну, что тут сказать? Во-первых, полное незнание того, как устроен современный танкер. Какие меры принимаются для того, чтобы в этой жизни не встретились искры от порванного стального конца и пары бензина. А во-вторых, вот чего я в своей жизни не видел, так это лопнувших швартовных стальных концов. Но допускаю, что кто-то видел.

Но это всё слова. К делу. К стальным швартовным концам.

Не знаю, как и где, но у нас называли эти концы - стальняк. И применяют стальные тросы в качестве швартовных концов достаточно давно. Другое дело, что и применяют их на достаточно крупных судах, по крайней мере я не видел эти концы на судах дедвейтом менее 45 000 тонн. А выше - сплошь и рядом.

Длина и толщина концов рассчитывается исходя из водоизмещения танкера. Больше танкер, толще концы. Но, кажется, максимальный диаметр 42 мм.

Танкер дедвейтом 50 000 тонн. Кормовые швартовные лебёдки со стальными концами.
Танкер дедвейтом 50 000 тонн. Кормовые швартовные лебёдки со стальными концами.

Стальняк всегда на лебёдках, вручную с ним не справиться. К слову сказать, матросики по достоинству оценили работу со стальными концами. По весу они хоть и намного тяжелее, чем обычные синтетические концы, но работать со стальняком много проще. Да и полёт мыслей руководителей швартовки сильно ограничен. Потому, что каждый конец подаётся только через свой клюз. Если подать его через другой клюз, то случится нехорошая такая ситуация - конец "зажмёт".

Танкер, 50 000 тонн. Брашпиль и носовые швартовные лебёдки со стальными концами. Птички постарались.
Танкер, 50 000 тонн. Брашпиль и носовые швартовные лебёдки со стальными концами. Птички постарались.

Хотя у стальных концов есть гаши (петля), его не подают в чистом, "стальном" виде. К этой гаше специальной скобой Мандела крепят "хвост" (tail) из синтетического материала. Хвост также играют роль амортизатора.

Вот так выглядит скоба и соединение хвоста со стальняком.
Вот так выглядит скоба и соединение хвоста со стальняком.

И вот именно порванных хвостов я нагляделся. Их и перетирает во время STS (ship-to-ship, судно-судно) операций, и рвут во время швартовки при чрезмерном натяжении. А самих порванных стальных, не-а, не видел. Но не говорю, что порвать их невозможно. В этой жизни возможно всё.

Танкер 104 000 тонн. Приготовленные к швартовке шпринги на палубе . Хвосты, скобы, стальняк. Аляска. Да, вот так они и елозят по главной палубе. Под ней - грузовые танки.
Танкер 104 000 тонн. Приготовленные к швартовке шпринги на палубе . Хвосты, скобы, стальняк. Аляска. Да, вот так они и елозят по главной палубе. Под ней - грузовые танки.

Как уже сказал, швартовная команда быстро оценила преимущества стальняка. Лебёдка держит нужное натяжение, всё происходит быстро. Но есть, как говорится, нюанс. При натяжении концов, уже под самый занавес действия, стальной конец надо перебросить на натяжной барабан, во избежание прорезания концом ( и не только, конечно)слоёв на основном барабане. Вытягивать его потом оттуда, дело долгое и унылое.

Стрелки показывают на натяжные барабаны. Не менее 5 витков должно быть на барабане. Танкер на 104 000 тонн
Стрелки показывают на натяжные барабаны. Не менее 5 витков должно быть на барабане. Танкер на 104 000 тонн

Железо есть железо. Ржавеет, тем более, что периодически концы купают в морской воде. За концами тоже есть свой уход. Их периодически осматривают на предмет порванных прядей, смазывают (тируют). Смазка не просто тавот, а специальная смазка, жутко экологичная, чтобы в воде не потравила всякую морскую живность.

Ну, и, конечно же она самая - Техника Безопасности. Укладывают стальняк на лебёдку не направляя руками, а специальным крюком - абгалдырем.

Вот так, если коротко, обстоят дела со стальными концами на нефтеналивном танкере. А вы уж сами решайте, анекдот ли это, истина ли.

-8

И, ещё... "Что вы, что вы! На танкере - сварка? Строжайше запрещена!"

Есть сварка. И электро и газо. И ей активно пользуются. В специально отведённых местах. Можно и на палубе, но для этого надо дегазировать танкер. А так, проблем нет.

Выгородки для хранения и подключения баллонов с ацителеном и кислородом для газовой сварки. Корма танкера на 50 000 тонн.
Выгородки для хранения и подключения баллонов с ацителеном и кислородом для газовой сварки. Корма танкера на 50 000 тонн.