Многим посетителям ледокола-музея "Красин" экскурсоводы показывают на стоящий вдалеке корабль. Речь идет о ледоколе, который строится уже 8 лет вместо трех запланированных. Корабль назван в честь сопредседателя "Газпрома" Виктора Черномырдина.
Во время экскурсии людям в двух словах рассказывают о непростой судьбе ледокола: долго строится, горел, денег не хватило... И тут вспоминается поговорка: как корабль назовешь, так он и поплывет. А Виктор Черномырдин остался в памяти людей как фигура мощная и неоднозначная. Об ушедших "туда" либо хорошо, либо никак... Но почему кораблю, названного в его честь, так не везет.
Дизель-электрический ледокол "Виктор Черномырдин" был заложен в октябре 2012 года. Его планировали спустить на воду летом 2014 года, а завершить строительство в конце 2015. Но возникли проблемы. В 2013 году "Балтийский завод" и верфь Nordic Yards заключили контракт на изготовление постройки стоимостью в 1,5 млрд рублей. Работу приостановили и-за ошибки в проектной документации, а дальше кризис 2014 года. Постройку из-за обвала валюты было выгоднее изготавливать в России. В 2013 году также нашли ошибку в проекте - недопустимый вес судна. Документацию пришлось переделывать.
В итоге судно было спущено на воду 30 декабря 2016 года. Достройку судна в 2017 году передали на соседние "Адмиралтейские верфи".
Затем, в августе 2018 года, начались швартовые испытания судна. Тогда техническая готовность судна превышала 93%.
Дальнейшему вводу судна в эксплуатацию помешал пожар. Возгорание произошло 27 ноября 2018 года из-за взрыва горючих газов. Огонь уничтожил третью и четвертую палубы на площади 300 квадратных метров. Весной 2019 года начались повторные швартовые испытания, а в октябре - ходовые.
Между тем, по данным министерства промышленности и торговли, за эти 8 лет стоимость строительства ледокола выросла весьма значительно - с 8 млрд рублей до 12 или в полтора раза. Поэтому для завершения проекта потребовались бюджетные вливания.
Сам ледокол, как планируется, начнет курсировать на Балтике и в Арктике уже в этом году. А тут еще пандемия коронавируса, остановка тысяч предприятий, кризис... Не повезло ледоколу.
Припомним биографию Виктора Черномырдина. Кратко.
- 9 апреля 1938 года, родился в селе Черный Отрог Саракташского района Оренбургской области
- 1957 год, начал работать на Орском нефтеперерабатывающем заводе
- 1957-1959, служба в армии
- 1966 год, окончил Куйбышевский политехнический институт имени В.В. Куйбышева
- 1967-1973, работа в Орском городском комитете КПСС
- 1978-1982, трудился инструктором Отдела тяжелой промышленности ЦК КПСС и курировал газовую промышленность
- 1982-1985, замминистра газовой промышленности СССР
- 1985-1989, министр газовой промышленности
- 1989 год, по его инициативе создан "Газпром"
- 1992-1998, возглавлял правительство РФ
- В мае 1995 года избран председателем предшественника "Единой России" - партии "Наш дом -Россия", созданной по инициативе Бориса Ельцына.
- В 1997 году на охоте отправил к ангелам двух маленьких медвежат. Это зверство вызвало скандал
- 1999 - 2001, депутат Госдумы от Ямало-Ненецкого автономного округа, председатель совета директоров "Газпрома" (1999 - 2000)
- 2001 - 2009, чрезвычайный и полномочный посол РФ на Украине
- Июнь 2009 - 2010 (ушел вникуда), советник президента России.
Жизнь весьма насыщенная и непростая, но при этом далеко не самая бедная. Черномырдин заполнился людям по лихим 90-м. Война, голод, разруха, народ месяцами не получал зарплату, забастовки и ...кучка из жирующих политиков, среди которых был человек, давший имя несчастному ледоколу.
Карма, она такая...