Ранее в статье про колыбельную я уже писала про значение ритма. Углубиться в эту тему полезно особенно тем логопедам, которые работают с нарушением мышечного тонуса у детей.
Ритм – основа нашей биологической жизни. И если ребенок безритмичен, у него будут возникать различные когнитивные барьеры для дальнейшего развития. Ребенок так и останется в ресурсе, но не сможет его использовать, пока дефицит на базовом уровне не будет устранен. С помощью ритма мы сможем опосредованно справиться с регуляцией мышечного тонуса в теле.
Ритм – это метр. Все хорошие физиологические процессы в организме человека протекают ритмически. Правильное дыхание будет ритмичное, глубокое, диафрагмальное, носовое, а вот ключичное, поверхностное, частое, обеденное – ведет к ротовому типу дыхания.
Ритм – это интонация. Спокойное, чёткое моделирования голоса – это ритм чистой и разборчивой речи, способность выражать свои эмоции.
Ритм – это темп. Умение спокойно и ритмично дышать помогает ребёнку регулировать процессы возбуждения и торможения самостоятельно.
Ритм – это пауза. Пауза – основа внимания. Умение делать паузу – это возможность остановиться, сосредоточиться, переключиться и составить моторную программу выполнения действия. Моторная программа, в первую очередь, это ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ о самом действии (М.М. Безруких и Д.А. Фарбер). Это значит принять решение о том «что я делаю» и «как я буду делать».
Ритм – это то, что является бессознательным и регулирует тонус скелетных мышц, даёт удерживать позу в пространстве и переключать артикуляционные позиции. Мы знаем, что крупная вибрация расслабляет, а мелкая вызывает повышенный тонус.
Предлагаю упражнения с барабаном и визуальным ритмическим рядом. Цели:
🥁барабан – умение делать паузу, регулировать силу удара «громко-тихо»;
🥁удерживать барабан двумя руками (двуручная деятельность) с целью извлечения звука – концентрация слухового внимания.
С помощью компонентов слуха, зрения, тонуса мы формируем моторную программу: что я буду делать и как я буду это делать.