Automitrailleuse Ford BB (условное название)/Бронированный автомобиль шанхайских добровольческих частей французской концессии на шасси Форд-ББ.
Страна: Китай/Шанхай
Год выпуска: 1934-1935
Кол-во произведенных: 16?
Вооружение: 2х Fusil-mitrailleur de 7,5 mm modèle 1924/1929 D
Бронирование: 4-9 мм
Боевая масса: 5 тонн
Экипаж: 4
В самом населенном городе Земли в 20-е годы - Шанхае иностранные граждане компактно проживали на территории двух концессий, которые назывались сеттльменты - Французский и Международный. Как и в Европе, хотя местные жители были там в одном "китайском горшке", между французами и, преобладавшими в международном сеттльменте, англичанами особой дружбы не водилось. В начале 30-х годов в международном сеттльменте построили эскадрон из 11 бронеавтомобилей, скорее всего на шасси Ford-BB. Посмотрев на успехи соседей в 1934 году французы построили "колониальные" броневики с оглядкой на англичан, которые в качестве базовой идеи взяли бронеавтомобили Роллс-Ройс. Конечно к истории о бронеавтомобилях Роллс-Ройс эта машина притянута за уши. Но кажется, что её авторы держали на столе фотографию английской машины, а получилось то, что получилось. Это как детская игрушка, вроде делаю по мотивам настоящей машины, а получается...
Не получив помощи в начале 30-х годов из Парижа, когда угроза прямого столкновения с японцами в Шанхае стала реальной, местные военные затребовали от правительства сеттльмента настоящие полноценные бронеавтомобили, а не просто "импровизированные"бронированные грузовики, благо в добровольческих частях французской концессии было много русских и французских военных, которые хорошо знали, какими именно должны быть настоящие боевые машины. Еще одним требованием была ремонтопригодность, шасси должно быть широко распространено в Индокитае, что бы запчасти к ним было легко достать. Рассматривая различные варианты шасси французы решили остановится на шасси одного из самых распространенных в Индокитае грузовиков - Ford Model BB.
Ford Model BB, который был развитием отлично известного в Советском Союзе Форд-АА в виде своей реинкарнации ГАЗ-АА. Визуально машины были очень близки, даже двигатель был одинаковым с младшей моделью. только старшая модель имела мощные колесные диски и раму. 3-х тонный грузовик продавался с двигателем мощностью 52 л.с. снимаемыми с 3285 см3. Немного удивляет почему в рамках развития модели ГАЗ-АА на ГАЗе не рассматривали 3-х тонный вариант полуторки. Получился бы неплохой модельный ряд. Ford Model BB был одной из самых массовых машины в Тихоокеонском регионе, относительно дешевая и неприхотливая машина заслужила свою репутацию в Индокитае.
Главной причиной создания броневиков был отказ французского правительства перебросить в Шанхайскую концессию с началом Японско-китайской войны в 1931 году бронетехнику, то ли исходя из политических, то ли экономических, то ли военных причин, а может быть всех причин одновременно.
Шанхайская французская концессия (La concession française de Shanghai) была передана под управление Французского правительства в 1849 году, и, несмотря на оккупацию Китая японцами, управление со стороны Франции продолжалось до 1946 года. К юго-востоку от французской концессии находился обнесённый стеной Китайский город, а к северу — Британская концессия, ставшая позднее Шанхайским международным сеттльментом ( Shanghai International Settlement ). Граница между британскими и французскими кварталами проходила по ручью Янцзинбан, позднее ручей засыпали и по нему прошел Проспект Эдуарда VII (современная Яньаньская улица). Для поддержания порядка на территории концессии была учреждена городская гвардия (garde municipale). Так же как англичане использовали для службы в полиции Международного сеттльмента индийцев, французы использовали для поддержания порядка в своей зоне вьетнамцев, которые совершенно не переносили китайцев и на них властям можно было положится. В 1850-х годах, во время тайпинского восстания в рамках сеттльмента создали боевую часть добровольцев — corps voluntaires. Учитывая специфику проживающих на территории концессии все кроме русских служили добровольно и бесплатно, русские же подразделения получали заработную плату и фактически были профессиональной армией.
После Октябрьской революции в России в Шанхай хлынул поток русских эмигрантов, и русское население французской концессии выросло с 41 человека в 1915 году до 7 тысяч в 1920-х. Численность русских в Шанхае ещё больше увеличилась после того, как японцы оккупировали Маньчжурию, в 1931 году на территории Французской концессии проживало уже 8260 русских, многие из которых были военными. Жизнь в сеттльменте не сильно отличалась от жизни в Европе, но "соседи" , особенно за стеной, были слишком непредсказуемыми. На вторжение японских войск, медленно пожиравших Китай, наложилась гражданская война "генералов", по принципу все против всех, а еще и противостояние националистского Гоминьдана и коммунистического Севера. При первом обострении в 1927 году на территорию сеттльментов были введены войска соответственно Франции, Англии, США и Голландии. Вместе с войсками в Шанхай прибыли и броневики, французы высадили самые современные на тот момент бронеавтомобили Уайт (Automitrailleuse White). Для применения в условиях полицейской операции в густонаселенном городе броневики оборудовали бамперами.
Когда ситуация в середине 30-х годов обострилась в очередной раз, и главной проблемой стало вторжение японцев и появились огромные толпы китайских беженцев, стремившихся на территории охраняемых иностранных миссий, а ни английское, ни французское правительство не помогли поселенцам бронетехникой. В итоге французы создали собственные бронесилы в рамках сил самообороны. После оккупации Шанхая японцами, иностранные сеттльменты остались относительно самоуправляемыми, тем более что уже в 1940 году, французский сеттльмент стал "союзником" союзников японской военщины. В 1943 году правительство Виши передало прояпонскому правительству Китая все французские концессии, 5 июня передали поселения в Тяньцзине, Ханькоу и Гуанчжоу, а 30 июля — концессию в Шанхае. По окончании Второй мировой войны это решение, как и все остальные решение оккупационных правительств Китая и правительства Виши, было аннулировано, но именно передачу концессий уже новые стороны подтвердили в 1946 году. В соответствии с этим соглашением войска Гоминьдана выводились из северной части Французского Индокитая, а Франция отказывалась от прав на концессии и колонии на территории Китая.
Использованное шасси от 3-х тонного Ford BB имело достаточную жесткость и мощность для того, что бы на нее установить бронированный корпус. Технологические ограничения заводов, находящихся в распоряжении французов, в основном судоремонтных, привел к тому, что получились машины, ставшие компромиссом между желаниями и возможностями. Моторный отсек был бронирован по типа Роллс-Ройс арморед кар, башня была неповоротная, видимо в ней совместились идеи русского бронеавтомобиля Мгеброва на шасси Рено и башен броневиков Виккерс-Крослей. Всего было построено не менее 16 машин, судя по порядковым номерам на башнях.
Хотя часто упоминается, что машина была вооружена сразу 5-ю пулеметами: 3-мя в шаровых башенных установка и 2-мя в укладках для стрельбы через бортовые амбразуры, нет ни одной фотографии, где установлено больше одного пулемета. Можно предположить, что все таки штатно машины оснащались 2-мя ручными пулеметами, которые в случае необходимости могли перебрасываться между шаровыми установками. На большинстве машин башни установлены так, что две амбразуры смотрели вперед, одна назад, но броневик под номером 16 был построен с развернутой башней на 180 градусов. Видимо эту машину планировалось использовать как арьергардную.
Использованные в качестве вооружения ручные пулеметы MAC V1924/1929 представляли из себя оружие уровня взводного ручного пулемета и не мог вести продолжительный огонь как например станковые пулеметы Виккерс, Максим или Гочкисс. Для выполнения полицейских функций этого было ещё достаточно, но использовать бронемашину в качестве армейской было бесполезно. Пулемет имел все недостатки ручных пулеметов, не мог вести массированный огонь, быстро перегревался, а сменить ствол в броневике было сложно, точность была недостаточной, не лучше, но в прочем и не хуже чем другие пулеметы его класса.
Несмотря на упрощенность конструкции бронеавтомобили получились достаточно удобными и прослужили вплоть до 1940 года, а возможно и дольше. Несмотря на то, что везде указывается, что французское правительство не помогало Шанхаю оружием, есть фотография, на которой одновременно изображены Automitrailleuse White и шанхайских броневик, возможно одна из машин, введенных в город в 1927 была оставлена из-за поломки, а потом отремонтирована.
Несмотря на свою "колониальность" броневики на шасси Ford-BB были выпущены во французской концессии в Шанхае достаточно большой серией. Точный учет реальности их боевого применения позволил построить недорогую и удобную для использования машину. Впрочем когда политика решает свои задачи, все остальное становится не важным, как не стал интересен Шанхай в Европе после окончания Второй Мировой войны европейским странам. А когда решили, что снова интересно, было уже поздно, Китай полностью все ассимилировал в себя, не оставив даже намека на Париж Индокитая.
Источник:
http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/france/ford-bb.htm