Найти в Дзене

Dacia 1300 была одной из самых современных машин в восточном блоке. Закончилось через 37 лет

Сегодня большинство людей ассоциируют марку Dacia с Logan или внедорожником Duster. Однако не только в бывших коммунистических странах румынский автопроизводитель стал известен по совершенно другой модели. Производство Dacia 1300 началось в 1969 году и было тогда одним из самых современных для покупки в Восточном блоке. Но когда это закончилось 37 лет спустя, на рынке осталось не так много старых автомобилей.

В 1969 году Дачия была еще одним из молодых автопроизводителей. Его происхождение восходит к 1966 году, когда румынское правительство подписало соглашение с Renault. Его разработанная тогда Модель 12 должна была стать первой Дакией. Однако первое место занял другой Renault - модель 8, получившая лицензию Dacia 1100, впервые сошла с конвейера в сегодняшнем Миовени 20 августа 1968 года.

Dacia 1300, лицензированный Renault 12, был впервые создан в августе 1969 года. Фото: Дачия
Dacia 1300, лицензированный Renault 12, был впервые создан в августе 1969 года. Фото: Дачия

Первый лицензированный Renault 12 был выпущен в Румынии почти ровно через год, 23 августа 1969 года, и был представлен в октябре 1969 года, вскоре после оригинала. Этому автомобилю было присвоено имя 1300, которое называлось бензиновым тринадцатым инженером, расположенным под капотом, и было практически неузнаваемо по R12.

Dacia собирала автомобили из импортных комплектующих из Франции, постепенная локализация производства началась в 1970 году, когда серийное производство было полностью запущено. Количество деталей, которые автопроизводитель приобрел в основном у румынских производителей, стало быстро расти. В результате цена упала, но постепенно качество отдельных автомобилей стало заметно колебаться. Однако когда появилась модель 1300, это была одна из самых современных машин во всем восточном блоке благодаря лицензии Renault. В то же время Дачия была удобна и безопасна для своего времени и достаточно динамична.

 В 1973 году предложение было дополнено практичным универсалом.
Фото: производители
В 1973 году предложение было дополнено практичным универсалом. Фото: производители

Он также предложил конструкцию с передним двигателем и передним приводом в то время, когда АвтоВАЗ начинал собирать проушины с передним и задним приводом, а Škoda даже выпустила серию 100/110 с задним приводом и задним приводом. Оба конкурирующих бренда переключились на технологии впереди только в 1980-х годах.

рекламное объявление

У тринадцати сотен футов под капотом Dacia длиной 4340 мм с колесной базой 2441 мм была трансмиссия 40 кВт в сочетании с четырехступенчатой ​​коробкой передач. Максимальная скорость была около 140 км / ч. В дополнение к базовой версии были также лучше оснащенные варианты, но было произведено меньше. Специальностью только для избранных высокопоставленных членов Коммунистической партии была Dacia 1301 с 1974 года.

Он получил слегка усиленный двигатель, черную окраску кузова и контрастный красный салон. Оборудование с литыми колесами, зеркалами с обеих сторон или заводской автомагнитолой также было богаче. Кстати, в 1974 году Dacia также впервые превысила запланированный лимит в 50000 автомобилей в год.

По сравнению с Renault 12, Dacia претерпела минимум изменений. Не было никаких причин, в свое время это был современный автомобиль, отвечающий всем стандартам. Фото: Дачия
По сравнению с Renault 12, Dacia претерпела минимум изменений. Не было никаких причин, в свое время это был современный автомобиль, отвечающий всем стандартам. Фото: Дачия

Еще в 1973 году Dacia 1300 с кузовом универсал оказался более практичным. Он также имел свой прототип в Renault 12 с аналогичным кузовом, в дополнение к большому объему багажного отделения, он также отличался от седана усиленной задней осью или повышенной полезной нагрузкой. Тем не менее, никаких изменений не было сделано в двигателе. Более практичный кузов был также создан в гораздо меньших количествах, чем седан. Румыны также получили несколько служебных версий из универсала. В дополнение к поставке с закрытыми боковыми окнами это был в основном двухместный пикап 1302, представленный в 1975 году. Однако большая часть произведенных деталей шла на экспорт.

Хотя Dacia немного модернизировала серию 1300 в течение 1970-х годов, особенно в салоне, автомобиль получил действительно обширную реконструкцию осенью 1979 года. Срок действия лицензии истек уже в 1978 году, в результате чего румыны получили полную свободу в производстве автомобиля. Следует также добавить, что производство полностью локализовано с 1976 года.

Осенью 1979 года был показан модернизированный дизайн, который вскоре получил название 1310. Наиболее заметным изменением стало использование новой пластиковой передней маски с четырьмя круглыми фарами. Оригинальные хромированные бамперы также были частично пластиковыми, в которые также были встроены поворотники. Задние фонари получили другой дизайн, а зеркало заднего вида также появилось со стороны пассажира.

Dacia 1301 была немного усовершенствована, но, прежде всего, более роскошная версия оригинального 1300. Фото: Дачия
Dacia 1301 была немного усовершенствована, но, прежде всего, более роскошная версия оригинального 1300. Фото: Дачия

В интерьере была переработана приборная панель и немного более богатая комплектация. Седан был снова создан в базовом и более роскошном вариантах, но усиленная версия для ведущих политиков не была предложена. С другой стороны, универсал был модернизирован, но его производственные показатели все еще были значительно ниже, чем у седана. Впоследствии прибыл обновленный пикап с простой кабиной и обозначением 1304, дополненный версией с наклонными сторонами погрузочной площадки. 

Помимо легковых автомобилей, были также служебные варианты Dacia 1300, в основном в форме пикапов. Это версия 1304 года из 80-х. Фото: Дачия
Помимо легковых автомобилей, были также служебные варианты Dacia 1300, в основном в форме пикапов. Это версия 1304 года из 80-х. Фото: Дачия

Двигатель 1310 практически не изменился по производительности, но, увеличив степень сжатия и другие модификации, Dacia удалось снизить расход топлива. В то же время, наряду с модернизированной моделью в 1979 году, была также показана концепция купе Brasovia с укороченной колесной базой и двумя дверями.

Производство 1310 началось полным ходом в 1980 году (производство Renault 12 закончилось во Франции в том же году), однако в течение некоторого времени можно было встретить различные гибриды между 1300 и 1310 годами. Это связано с перебоями в поставках некоторых деталей.

 В начале 1980-ых, 1410 Спортивная версия, которая была двухдверным купе, также начала производство. На снимке изображен дизайн второй половины 1980-х годов после дальнейшей модернизации. Та же пластиковая маска, зеркала или бамперы были даны другим версиям кузова с прозвищем TX.
Фото: Дачия
В начале 1980-ых, 1410 Спортивная версия, которая была двухдверным купе, также начала производство. На снимке изображен дизайн второй половины 1980-х годов после дальнейшей модернизации. Та же пластиковая маска, зеркала или бамперы были даны другим версиям кузова с прозвищем TX. Фото: Дачия

В начале 1980-х появились два новых варианта с обозначением 1210 и 1410. Оба обозначали двигатель, отличающийся от оригинальных тринадцати. В первом случае это была двенадцать цилиндров с мощностью 36 кВт и четырехступенчатой ​​коробкой передач, во втором - четырнадцать цилиндров с мощностью 46 кВт. Сначала более мощное устройство также имело систему с четырьмя скоростями, но позже это также видело кабинет с пятью скоростями. В то же время это был стандарт пикапа 1304 с самого начала. Если вы ожидаете, что новые двигатели будут действительно новыми, вы ошибаетесь. Это было в основном все те же тринадцать сотен, только с изменением в бурении, которое варьировало объем и производительность. И хотя версия 1410 была популярна среди покупателей, более слабая версия 1210 не была и, например, в ней даже не создавался универсал. Для тех, кто заинтересован в новой Dacia, двенадцать сотен были слабыми, поэтому ее производство закончилось в 1980-х годах. Большое количество 1210 были также по сообщениям дооснащены для достижения более высокой производительности. С 1981 года также было создано спортивное купе 1410 на основе концепции Brasovia. Как следует из названия, под капотом появился четырнадцатисотметровый двигатель мощностью 46 кВт. Купе отличалось от седана, например, укороченной колесной базой на 200 мм, опущенной крышей или одной вышеупомянутой парой дверей (по сравнению с расширенной концепцией). Однако купе создавалось только небольшими сериями, до начала 90-х годов, по разным данным, было создано максимум около пяти тысяч штук, которые предназначались для внутреннего рынка.

В начале второй половины 1980-х годов в продажу поступила модернизированная версия 1310 TX. Передняя маска была изменена, бамперы уже были полностью пластиковыми, в некоторых версиях также был пластиковый спойлер спереди. Зеркала были сделаны из того же материала, а сзади появился достойный спойлер.

Незначительные изменения также произошли в интерьере, и диапазон уровней оборудования был расширен. Технически, однако, не было никаких существенных изменений. Универсал и купе получили одинаковые конструктивные модификации, по сравнению с оригинальными 1300, они также были немного расширены за счет новых бамперов последующей модернизации. Однако колесная база осталась без изменений.

Тем не менее, именно эта конструкция означала, что универсалы начали импортироваться в Чехословакию впервые. Седан 1300 и позже 1310 был относительно востребованным товаром с начала 1970-х годов. По словам писателя Яна Тучека в книге «Автомобили восточного блока», к 1990 году в Чехословакию было ввезено более 55 000 автомобилей Dacia, из которых менее десятой составляли универсалы. Однако после 1990 года продажа легковых автомобилей румынского автопроизводителя в Чешской Республике на некоторое время полностью прекратилась. Добавим лишь дополнительное замечание, что, в дополнение к странам Восточного блока, Дачия пыталась обосноваться в Канаде, например, в 1980-х годах. Неудачно.

К 1990 году было выпущено чуть более 2,5 000 единиц этого хэтчбека, что сказывалось на более низком качестве продукции (что, однако, было проблемой всего модельного ряда Dacia). Тем не менее, было интересно, что дизайн предвещал модернизацию всей серии 1310/1410, которая состоялась в 1990 году.

И седан, и универсал получили новую переднюю часть с квадратными фарами и другой пластиковой решеткой радиатора. На обоих концах машины были установлены новые пластиковые бамперы, двери получили пластиковые ручки, а салон автомобиля также претерпел другие изменения. Однако ничто из этого не смогло скрыть свое происхождение в середине 1960-х годов и, вследствие более современной конкуренции, значительно устарело. Тем не менее, особенно на внутреннем рынке, Dacie все еще был очень популярен в продажах.

Из-за политических изменений, произошедших после переворота в 1989 году и последующей общей трансформации румынской экономики, поставки деталей, как и прежде, снова стали неэффективными, что привело к созданию различных гибридов. Например, появились автомобили с новым дизайном, но приборной панелью от модели TX. Отдельные автомобили также могут отличаться друг от друга по ряду деталей.

Преемником стал также хэтчбек 1320 в начале 1990-х годов. Новый Тип 1325 с ником Liberta принес не только измененный дизайн, но и более короткие задние части, что привело к общему уменьшению до 4151 мм. Однако, это был все еще хэтчбек, доступный с бензиновым двигателем с четырьмя цилиндрами. Liberta также подверглась модернизации в 1993 году, которая визуально объединила его с другими кузовными версиями 1310.

Это означает, прежде всего, снова новую решетку радиатора (которая была изменена снова два года спустя), а также модифицированный капот, который недавно частично мешал этой решетке. Фары были разные, бамперы можно было покрасить в тот же цвет, что и кузов, а оборудование было богаче.

Но даже 2004 год не был последним годом основания Renault 12. Были еще служебные версии. Dacia 1304, которая постепенно претерпела визуальные модернизации в стиле личных версий, была дополнена двумя новыми вариантами в начале 1990-х годов. У Dacia 1307 была двойная кабина, Dacia 1309 также, но это был только модифицированный универсал, что означало в основном более короткую погрузочную зону. Была также версия 1305 с расширенной двухместной кабиной или версия с откидными боковыми сторонами погрузочной площадки. Различные надстройки были также собраны.

По сравнению с личными версиями, у пикапов была более длинная колесная база и, после окончательной подтяжки лица в конце 1990-х (без версии 1309), также выбор между передним, задним или полным приводом. Под капотом было бензиновое шестнадцать, с 2002 года предложение было дополнено дизельным девятнадцатью, выпущенными Renault, мощностью 45 кВт. Это можно узнать по пластиковой части капота, которая закрывала дополнительное пространство, необходимое для дизельного двигателя.

В начале 1990-х годов в предложение также была добавлена ​​версия 1307 с двойной кабиной. На рисунке показана более поздняя версия с дизельным двигателем Renault, который устанавливается с 2002 года и может быть идентифицирован по пластиковой накладке на капоте. Фото: Дачия
В начале 1990-х годов в предложение также была добавлена ​​версия 1307 с двойной кабиной. На рисунке показана более поздняя версия с дизельным двигателем Renault, который устанавливается с 2002 года и может быть идентифицирован по пластиковой накладке на капоте. Фото: Дачия

Определенно последняя Dacia на основе Renault 12 была создана 8 декабря 2006 года. Это был 1307 пикап с полным приводом. Всего за весь период производства было создано почти 319 000 пикапов всех вариантов.

Авто
5,66 млн интересуются