«Четырехсотый» и «четыреста первый»... Их серийное производство началось в декабре 1946 года и продолжалось целое десятилетие. Эти «Москвичи» в автомобилизации советского государства сыграли даже большую роль, нежели «Победа», став первым массовым автомобилем, предназначенным для продажи «частникам» в личное пользование. Конечно, конструкция «четырехсотки» не была оригинальной отечественной разработкой: за исключением мелочей, «Москвич» повторял довоенный Opel Kadett K-38, выпускаясь на вывезенном из Германии оборудовании. Но хуже от этого факта у нас в стране тогда точно никому не было.
Базовый 4-местный седан получил индекс «400/420», в котором первая цифра означала модель двигателя, а вторая – модель кузова. Под его капотом скрывался 1,1-литровый нижнеклапанный агрегат мощностью в 23 силы. Мало? Не много, да, но свои 90 км/ч автомобиль набирал вполне уверенно, а разгоняться сильнее вроде как и не за чем было, да и мало где в принципе возможно.
«Четырехсотая» модель продержалась на конвейере до 1954 года, постоянно претерпевая различные модернизации. Следующие два года на производстве стоял «Москвич-401/420»: внешне такой же, но уже с 26-сильным двигателем. А в 1956 году выпускались переходные версии 401А1/420 и 401А/420 с новыми нижнеклапанными моторами МЗМА-402Б1 (30 л.с.) и МЗМА-402Б (35 л.с.). В общей сложности «Москвичей» первого поколения с кузовами седан изготовили 216 тысяч.
Второй по распространенности стала модификация с кузовом кабриолет с открывающейся крышей, но несъемными дверными рамками. Назывались такие машины «Москвич-400/420А», и в 1949-1952 годах таких построили почти 18 тысяч штук. А еще первые «Москвичи» выпускались в медицинском исполнении 400/420М и 401/420М, а также в инвалидной 401Б/420 с ручным управлением.
Самая редкая модификация из серийно выпускавшихся в «четырехсотом» семействе – это фургоны моделей 400/422 и 401/422. Они отличались кузовами с деревянным каркасом, деревянными боковинами и дерматиновой крышей. И в силу своей полудеревянной конструкции были они весьма и весьма недолговечными. Общий тираж таких фургонов составил чуть более 11 тысяч штук.
Интересно, что фургон был широко унифицирован с универсалом модели «400/421», имевшим практически такой же кузов, но с боковым остеклением и 2-местным диваном сзади. Но в серию пассажирский вариант так и не пошел.
АэА еще среди модификаций «Москвичей» первого поколения был создан цельнометаллический пикап. Как отдельная модель он так и не выпускался, но на его основе позднее был создан и производился серийно аэродромный пусковой агрегат АПА-7 с оборудованием для запуска реактивных двигателей самолетов в кузове-фургоне.
А еще на МЗМА была изготовлена крупная партия (2,6 тыс.шт.) шасси 400/420К и 401/420К: почти таких же, как для фургонов 401/422, но со штатными металлическими передними дверьми. На эти шасси Московский кузовной завод Минпищепрома затем монтировал собственные цельнометаллические кузова.
Спасибо за внимание! Не забываем ПОДПИСЫВАТЬСЯ на канал!