В команде А.А. Липгарта были выдающиеся инженеры, среди которых выделялся А.М. Кригер. Ему удалось принять участие в создании самых этапных автомобилей Советского Союза. 6 июня день рождения выдающегося конструктора советских грузовиков, об отдельных эпизодах судьбы которого написано ниже.
Как А.М. Кригер попал на Горьковский автозавод?
Родился Кригер А.М. в 10-м году 20 века в Краматорске (Украина). Автомобили привлекали юного Анатолия с ранних лет, поэтому его решение поступить в технологический институт Харькова с автомобильным уклоном было обдуманным. Это событие произошло в год его восемнадцатилетия. В 30-м году весь курс харьковских автомобилистов был переведён в автотракторный институт Москвы (МАМИ, сейчас Московский Политех).
В 32-м году всех выпускников МАМИ направили работать на строящийся автозавод в Нижнем Новгороде. Горьковский автозавод стал для Анатолия Кригера школой профессионального роста. Здесь он прошёл путь от рядового конструктора, принимавшего участие в создании ГАЗ-М1, до заместителя легендарного А.А. Липгарта. Кригер активно участвует в создании шестицилиндрового ГАЗ-11, седана ГАЗ-11-73 с этим мотором, легкового вездехода на базе седана — ГАЗ-61-73, лёгких танков 60-й и 70-й модели.
В 43-м году его вклад в создание военной техники был отмечен Сталинской премией. Через четыре года Анатолий Маврикиевич получает вторую Сталинскую премию, которая была дана за создание второго поколения газовских грузовиков — ГАЗ-51 и вездехода на его базе — ГАЗ-63. В каждом изделии ГАЗа довоенного и послевоенного периода есть частица труда А.М. Кригера.
Грузинский период жизни А.М.Кригера.
Талантливого специалиста с энциклопедическим складом ума и умелого организатора — Кригера, отмеченного государственными наградами, в 48-м году переводят на автозавод грузинского Кутаиси. Здесь Анатолию Маврикиевичу пришлось создавать конструкторскую службу, завода, который через три года снял с конвейера первый грузовик КАЗ-150 грузинского производства. Он комплектовался узлами ЗИС, но имел свои фамильные отличия и имя «Колхида».
Через год в серию пошёл КАЗ-585Б — самосвал с облегчённой грузовой платформой и боковой разгрузкой, что было новинкой для советского автопрома. В это время были построены первые образцы тягача хлопковоза КАЗ-120Т, на седло которого опирался самосвальный полуприцеп модели КАЗ-716 с боковым опрокидыванием платформы.
Эти разработки позволили в дальнейшем Кутаисскому автозаводу специализироваться на самосвальной технике для перевозки хлопка и сыпучих грузов и придать Кутаиси статус второго грузинского индустриального центра.
Московский период жизни А.М. Кригера.
Плодотворная деятельность Анатолия Маврикиевича в Грузии была подготовкой для работы в Москве, куда он был переведён в 54-м году исполняющим обязанности, а потом главным конструктором ЗИС (позднее ЗИЛ). Он возглавил создание автобусов для «межгорода» — ЗИЛ-127, вышедших на дороги страны в 55-м году. Пару лет спустя выпустили городские ЗИЛ-158.
В создании грузовиков ЗИЛ-130 Кригер А.М. принял непосредственное и самое активное участие и стал вдохновителем работы над этим семейством, которое насчитывало свыше 70 модификаций, огромное количество специальных автомобилей для различных областей экономики. За разработку семейства московских грузовиков Анатолий Маврикиевич получил Госпремию в третий раз.
Квинтэссенцией творческой деятельности Кригера А.М. стало создание семейства камских двух и трёхосных грузовиков для дорог и бездорожья. Они стали третьим семейством грузовиков, созданных с участием Кригера. За создание этих грузовиков Анатолию Маврикиевичу была вручена Госпремия в четвёртый раз.
Можно по разному относиться к советским автомобилям и их создателям, но отрицать тот факт, что автопром СССР был создан такими люди, как А.М. Кригер, нельзя. Они своей преданностью профессии, талантом и неутомимой энергией позволили нашей стране быть в числе автомобилестроительных стран многие годы, создать школу советского и заложить основы российского автомобилестроения.
Читайте другие публикации канала «Дневник оптимиста».