Не только жена Карла Бенца сыграла столь значительную роль в пропаганде изобретения своего мужа. Жена Готлиба Даймлера, по удивительному совпадению, тоже имела определенное отношение к изобретению своего мужа.
Известно, что однажды Даймлер заказал для своей супруги пролетку известному каретных дел мастеру Вимпффу. А когда фаэтон был готов и доставлен в его дом, изобретателя, постоянно искавшего для своего четырехтактного двигателя все новое применение и уже поставившего его на двухколесную машину, вдруг осенила блестящая мысль лошадь бензиновым двигателем и таким образом сделать жене еще более оригинальный подарок.
Поэтому первый в мире четырехколесный автомобиль внешне совершенно не отличался от конного экипажа - у него были деревянные колеса со стальными шипами-обручами, высокий передок для кучера и двухместное сиденье для седоков. Двигатель с одним цилиндром и мощностью чуть более одной лошадиной силы был установлен прямо в ногах пассажиров. Его вал был связан с задними колесами простой двухступенчатой ременной передачей. Для поворотов служил рулевой рычаг, укрепленный на передней оси. Таким образом, водителю было отведено место, которое в конной повозке должен был занимать кучер. Устанавливая на пролетку двигатель, Даймлер даже не стал снимать с нее трубку-кронштейн, куда кучер прятал кнут, закончив поездку. Правда, и автомобилю кнут тоже пригодился: им отгоняли собак, которые преследовали машину во время поездок. Тормозом служил башмак, который с силой надо было прижимать к ободам задних колес Бенца.
Приходится признать, что конструкция не в количестве колес, а в самом принципе. Отчасти обоих изобретателей примиряло то,другой не получили должного признания. Немцы еще долго недооценивали перспективы. Сравнивая первые машины Даймлера и Бенца была посовершеннее: ведь он построил жесткую раму из металлических труб. A Даймлер лишь снял с пролетки, изготовленной каретных дел мастером Вимпффом, оглoбли.
Любопытно, а как относились к творениям друг друга Даймлер и Бенц? Оказывается, довольно долго ни тот, ни другой даже не подозревали об опытах конкурента. Ну а когда стало известно, что оба создали схожие машины практически в одно и то же время, то, как и положено конкурентам-изобретателям, стали весьма ревниво следить друг за другом, если не сказать - враждебно. Во всяком случае ни один не упускал случая публично уколоть соперника. И каждый считал себя первым и истинным изобретателем машины с двигателем внутреннего сгорания.
Даймлер всегда утверждал, что трехколесную машину никак нельзя считать полноценным автомобилем, хотя патент на нее и был выдан раньше, чем на четырехколесную. А Бенц, само собой разумеется был убежден, что дело сказать не в количестве колес, а в самом принципе. Отчасти обоих изобретателей примеряло то, что у себя на родине, в Германии, ни тот, ни другой не получили должного признания. Немцы ещё долго недооценивали перспективы повозок на бензиновом ходу, полагая, что они никогда не заменят лошадей. Зато соседи французы проявили дальновидность и охотно покупали патенты Даймлера и Бенца.
Именно поэтому Франция на долго стала ведущей производительницей автомобилей. Патент Даймлера на его первую моторную повозку купили французские фирмы «Панар-Левассор» и "Пежо". Затем его идеями заинтересовались англичане, австрийцы, американцы. Это принесло изобретателю финансовый успех и позволило основать собственную компанию «Даймлер Моторенгезельшафт» в городе Бад-Канштатте. Любопытно, что и сам Даймлер поначалу не оценивал должным образом перспектив моторных колесных экипажей и прежде всего начал производить не сами автомобили, а надежные двигатели внутреннего сгорания. Патенты на них были приобретены многими иностранными фирмами, благодаря чему Даймлер постоянно расширял производство. Таким образом, почти все первые автомобили, производившиеся в Европе, были снабжены двигателями конструкции Даймлера, отличавшимися компактностью и надежностью. Вскоре Даймлер стал выпускать 2-цилиндровые двигатели. Цилиндры были расположены V-образны - относительно друг друга в виде буквы V, и потому так и стали называться V-образными. Два поршня с шатунами приводили в движение один общий коленчатый вал с двумя дисками - маховиками по концам. Увеличение числа цилиндров позволяло увеличить мощностей. В 1891 году Даймлер сконструировал первый 4-цилиндровый двигатель. С увеличением числа цилиндров возрастала не только мощность мотора, но и плавность хода. В 4-цилиндровом двигателе каждый рабочий ход приходится на пол-оборота коленчатого вала, в то время как у 1-цилиндрового двигателя на два оборота. Вместе с тем собрать двигатель с несколькими цилиндрами сложнее, поэтому изобретателю пришлось совершенствовать производство.
Даймлер полагал, что его моторы найдут широкое применение в самых разных областях техники, но в конце концов убедился, что главным образом их покупают для производства автомобилей. Только тогда он понял, какое это перспективное дело, и решил сам начать производство моторных повозок. Для начала он попробовал усовершенствовать свою первую машину с 1-цилиндровым двигателем. Однако вскоре осознал, что обыкновенная конная пролетка мало подходит в качестве «базы» для автомобиля.
Несмотря на все эксперименты и усовершенствования, первый автомобиль Даймлера, как и автомобиль Бенца, к счастью, тоже дошел до наших дней и теперь хранится в музее компании «Мерседес-Бенц» в Штутгарте.
[