Найти тему
Подземный Янус

Метро без излишеств. «Озерки» и немного о «Политехнической»

Оглавление

Свежая новость о том, что вестибюль «Политехнической» хотят превратить в пятиэтажную коробочку торгового центра, побудила меня продолжить цикл своих статей, посвящённых уничтожению архитектурного наследия Петербургского метрополитена.

Разберёмся с «Политехнической»

Фото вестибюля станции в 80-е годы. Найдено в интернете.
Фото вестибюля станции в 80-е годы. Найдено в интернете.

«Политехническая» была открыта в конце 1975 года. В её вестибюле архитекторы В.Г. Хильченко, А.С. Гецкин и В.П. Шувалова воплотили в металле и стекле надежды советских граждан на светлое будущее.

К слову, С.Б. Сперанский, Н.В. Каменский и Л.Г. Бадалян были заняты платформой станции, поэтому использование фамилии Сперанского в заголовках некоторых СМИ несколько некорректно.

Как мы знаем, рука всяких "крепких хозяйственников" давно тянется к объектам культурного наследия. Да, их могли официально не записать в бумажки, при этом они не перестают ими быть. Ведь многие из вас говорят: "ничто не забыто, никто не забыт".

Тогда я не понимаю, почему в городе с великой историей, богатым объектами культурного наследия, у кого-то возникла мысль построить подобное:

Это видимо всё, на что хватает нынешних архитекторов при крепких хозяйственниках.
Это видимо всё, на что хватает нынешних архитекторов при крепких хозяйственниках.

Помимо того, что подобные безликие коробки портят исторически сложившиеся архитектурные ансамбли, они ещё и обладают конструкциями сомнительного качества, зачастую уступающими даже рядовым хрущёвкам.

Вписывается ли эта унылость в композицию площади Иоффе? Вряд ли.
Вписывается ли эта унылость в композицию площади Иоффе? Вряд ли.

Я не уверен, что передача пространства вокруг вестибюля для коммерции необходимо проводить именно в таком варианте.

К примеру, можно было бы сыграть с уже имеющимися вокруг постройками, изобразив что-то переходное между архитектурой начала 20 века и вестибюлем 70-х годов постройки. Это нетрудно сделать, если пригласить компетентных архитекторов.

Однако, у нас почему-то не принято учитывать архитектурные особенности местности. Давайте рассмотрим подобный случай "вписывания" современных торговых центров в имеющуюся застройку на примере станции метро «Озерки».

Что случилось с «Озерками»

Взглянем на фотографию вестибюля станции на момент её открытия:

Фотографию, кстати, раскрасил при помощи нейросети, о которой я писал в позапрошлой статье. Оригинал был чёрно-белым.
Фотографию, кстати, раскрасил при помощи нейросети, о которой я писал в позапрошлой статье. Оригинал был чёрно-белым.

Именно такой вид открывался всем тем, кто приезжал в Озерки на 21 маршруте трамвая (в то время он частично ходил по нынешней трассе 58-го) в далёкие времена. Но к 2003 году это место приобрело вот такой современный вид:

Куда делся павильон станции метро?
Куда делся павильон станции метро?

Вестибюль теперь закрыт торговым центром, который совсем не вписывается в окружающую застройку. А от архитектурного ансамбля площади на месте ТЦ остались лишь два полуразвалившихся столба:

А ведь всё могло быть иначе.
А ведь всё могло быть иначе.

К чему я это всё

Проблема не в том, что мы строим что-то современное – есть и достойные примеры хорошей архитектуры последних лет. На мой взгляд проблема в том, что ради сиюминутной наживы, денежные мешки уничтожают уникальнейшие объекты архитектурного наследия наших предков.

Такими темпами я не удивлюсь, если на месте Эрмитажа окажется торговый центр со всеми элементами, характерными для современного российского строительства, и при этом никто кроме общественности не возразит.

Важно не только знать, помнить свою историю. Необходимо приложить все усилия, чтобы её сохранить и передать будущим поколения, иначе, на мой взгляд, потеряется сам смысл существования современного человека и начнётся возвращение к первобытным порядкам.

А что вы думаете насчёт подобных проектов? Согласны ли вы со мной? Если да, отметьте статью лайком. Вам не сложно, а нам приятно. Подпишитесь на канал, если вас интересует тема архитектуры и метро, здесь много интересного.

Под редакцией (Бес)культурного Омара.