С началом Великой Отечественной войны идеологические разногласия между СССР и Западом были забыты, начались поставки в СССР военной техники, снаряжения, сырья, продовольствия и т. п.
Шли в СССР и танки с самолётами. Конечно, ввиду особенностей обучения летчиков и танкистов большого толка от них поначалу не было. В частности, летчиков-истребителей выпускали с 50 часами налета, а немцы готовили своих асов 2 года, они успевали налетать сотни часов.
Но все таки советские фронтовые летчики имели возможность летать все больше и больше, тем самым становясь с немцами на равных.
Сильно могла помочь и хорошая машина, современный истребитель с достаточным вооружением.
По ленд-лизу поставляли широкий спектр истребителей. В том числе хорошо зарекомендовавший себя "Спитфайр". Но в тройку лучших он не вошел.
Третье место Харрикейн.
Известно выражение Сталина, что Харрикейны паршивые самолеты. Но тем не менее они шли в СССР тысячами штук. На западном фронте он выдержал основную тяжесть первых боев с Мессершмиттами.
Более современный "Спитфайр" только-только стал идти в войска в достаточном количестве. Когда Сталин попросил более современные самолеты, ему поначалу отказали.
Самолет комплектовался 12-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения "Мерлин" II с нагнетателем. Летчика сзади прикрывала бронеспинка, все самолеты оснащали радиооборудованием. На высоте 4982 м самолет развивал скорость до 521 км/ч и 408 км/ч у земли.
Поначалу самолет вооружили восемью пулеметами "Браунинг" 7,7-мм с боезапасом 334 патрона на ствол. Затворы взводились пневмосистемой. Прицеливаться могли по выносной мушке на капоте или через коллиматорный прицел.
Со временем на самолет поставили мотор "Мерлин" III на 1030 л. с. с двухступенчатым нагнетателем.
Уже в битве за Англию в 1940 г. "Харрикейн" уступал немецкому истребителю Ме-109Е в скорости, вертикальной маневренности и огневой мощи.
С мотором "Мерлин" XX мощностью 1280 л. с. самолет показал скорость 518 км/ч на высоте 4100 м. Самолет получил наименование Mk. IIA. Использовался как ночной и морской истребитель. Модификация с 12 7,7-мм пулеметами "Браунинг" с 3990 патронами получила название Mk.IIB, использовалась в роли истребителей-бомбардировщиков, они могли нести две 113,4 кг бомбы.
Потом удалось поставить в крылья четыре 20-мм пушки "Эрликон" или "Бритиш-Испано". Самолет набирал скорость 550 км/ч на высоте 6700 м и имел нормальный вес 3538 кг. Эта модификация получила название Mk.IIC.
На модификациях B и C начали ставить фотопулеметы.
Модификация D получила две подкрыльевые 40-мм танковые пушки "Виккерс-S", кроме того было два 7,7-мм пулемета "Браунинг".
Вариант Mk.IV получил бронирование ряда важных узлов, мог нести две 277-кг бомбы или 8 трехдюймовых ракет. Он значительно потяжелел и утратил истребительные свойства, несмотря на новые моторы "Мерлин" 24 или 27 мощностью 1620 л. с. Скорость была всего 426 км/ч.
Поставляемый в Советский Союз "Харрикейн" хотя и уступал немецким истребителям, но в тот момент пригодился и такой самолет.
Еще до официальной программы модернизации во фронтовых условиях меняли пулеметы "Браунинг" на 12,7-мм пулеметы УБК или даже пушки ШВАК, ставили также направляющие для ракет РС-82 (4 или 6 штук).
Заводская броня менялась на бронированные сиденья с И-16.
Всего, по английским данным, в СССР отправили 20 « Харрикейнов» Мк.IIА, 1557 Мк.IIВ, 1009 Мк.IIС, 60 Мк.III и 30 Мк.IV.
Кроме того в СССР отправляли самолеты канадских заводов, они соответствовали модификациям B и C.
На "Харрикейне" тараном сбил немецкий бомбардировщик Ю-88 известный летчик Ахмет-Хан Султан, в следующем месяце он сбил два "мессера" и один Ю-87. На английском самолете летал Герой Советского Союза С. Ф. Долгушин, он отзывался о нем так: "Харрикейн» — отвратительный самолет. Скорость низкая, сам тяжелый... На этом истребителе я сбил пять вражеских самолетов, но для этих побед мне потребовались специальные условия".
То есть можно было сбивать вражеские самолеты, но при удачном стечении обстоятельств.
Летчик Степаненко сбил 7 истребителей. Бахаров сбил 7 и 5 самолетов в группе.
Наиболее результативными пилотами были морские летчики. Сафонов сбил 11 самолетов, Збигнев и Адонкин сбили по 15 самолетов.
В ситуации с "Харрикейном" сыграл тот вариант, что лучше такой самолет, чем никакого. Поэтому он и занял третье место.
Второе место Киттихаук и Томогавк.
Поскольку люфтваффе смогли уничтожить на земле и воздухе на конец 1941 г. 21200 самолетов, то для возмещения потерь годились любые самолеты, лучше было бы, чтобы они превосходили И-15 и И-16.
Таким самолетом наряду с "Харрикейном" был P-40 "Кертисс", который в СССР был известен под двумя названиями Томагавк и Киттихаук. Киттхаук это английское наименование самолета, Томогавк это тот же Киттихаук, но с измененной и укороченной формой носа.
В октябре 1941 г. пришли 195 английских "Томогавков" (P-40E), потом поступили еще 25 Р-40 закупленных в США. Летчики считали "Кертиссы" самолетами лучше И-16, но хуже Яков. На больших высотах он был слаб, но на восточном фронте это не чувствовалось. Летчики отмечали, что P-40 имел низкую маневренность, скороподъемность и недостаточную максимальную скорость.
P-40E с двигателем "Эллисон" мощностью 1150 л. с. развивал максимальную скорость 580 км/ч, дальность 1 100 км, потолок 8 800 м, скороподъемность 11 м/с. Самолет имел 6 12,7-мм пулеметов "Браунинг", мог взять максимально 680 кг бомб в перегрузе.
В начале 1942 г. прибыли первые "Киттихауки" и американские P-40E, F, K, M, N. Всего в СССР доставили 2097 машин.
P-40F с мотором "Паккард-Мерлин" мощностью 1300 л. с., максимальная скорость 586 км/ч, дальность 1127 км (с подвесными баками 2655 км), скороподъемность 602 м/мин, потолок 10 500 м, вооружен был 6 12,7-мм пулеметами "Браунинг", мог взять три 227-кг бомбы.
P-40K с мотором "Эллисон" 1325 л. с. развивал максимальную скорость 595 км/ч, потолок 8534 м, максимальная дальность 2575 км, вооружен 6 12,7-мм пулеметами.
P-40M с мотором "Эллисон" 1200 л. с. развивал максимальную скорость 579 км/ч, потолок 9144 м, максимальная дальность 2575 км, вооружен 4 12,7-мм пулеметами.
P-40N с мотором "Эллисон" 1200 л. с. развивал максимальную скорость 552 км/ч, потолок 9449 м, максимальная дальность 2253 км, вооружен 4-6 12,7-мм пулеметами.
Механики тоже имели свои претензии особенно к "Томагавкам", зимой у них замерзала жидкость в гидравлической системе, выходил из строя масляный радиатор, рассыпался подшипник вала винта, что клинило винт в полете.
Были у него и плюсы. Он был прочен, на него ставили защищенную кабину, имел большую дальность полета, мог брать в перегрузочном варианте больше бомб, чем Ил-2.
Дополнительных проблем прибавляли перебои с поставками запчастей. Приходилось приспосабливать не только отечественные колеса, но и даже двигатели. Пытались ставить радиаторы, для слива гликоля на ночь ставили краны в систему охлаждения.
В 1942 г. на самолеты монтировали направляющие для ракет РС-82, по две на крыло.
Немцы считали, что "Кертисс" на горизонталях равен Me-109F, но уступал ему на вертикалях и в скорости.
Дополнительную сложность добавляло залитие подшипников в моторах специальным серебряным сплавом. Двигатели с таким сплавом часто выходят из строя. За это летчики называли P-40 "чудом безмоторной авиации".
Подшипники могли разрушаться на взлете, что вело отказ работы мотора. Герой Советского Союза Ридный именно так и погиб.
Вероятно из-за отказа мотора погиб Дважды Герой Советского Союза Сафонов.
Скорее всего, сыграла свою роль и невысокая квалификация механиков.
Но совсем бесполезным, конечно он не был. Так летчик Хлобыстов дважды таранил на "Томагавке" немецкие самолёты, прочность пятилонжероного крыла и планера позволила это сделать, за этот бой пилот получил звание Героя Советского Союза.
Известен случай, как один P-40 приняли за немецкий самолёт, он выдержал атаку пяти И-16, обстрел зениток и сел на своем аэродроме! Впоследствии был отремонтирован и продолжил летать.
Успешно на флоте самолет применялся для штурмовки, он мог поднять 500 кг бомб.
Но поскольку тот же Сталин посчитал (впрочем он имел на то основания), что "Томагавки" и "Киттихауки" посредственными машинами, их спихнули во флот и ПВО.
Первое место - Аэрокобра.
Заслуженную славу получила американская машина Bell P-39 Airacobra, их поставили больше 4900 машин.
Западным союзникам "Аэрокобра" была без надобности, на больших высотах ее потенциал не раскрывался.
Англичане только приняв ее на вооружение, почти сразу от нее отказались по следующим причинам. Максимальная скорость была меньше на 50 км/ч, чем у опытного образца, разбег был слишком большим - 700 м, при стрельбе в кабину попадали пороховые газы, первый выстрел 37-мм пушки сразу выводил из строя гирокомпас.
"Аэрокобра" в большинстве вариантов имела 37-мм и 20-мм пушку, два крупнокалиберных 12,7-мм пулемета, еще два в крыльях, но их снимали, чтобы облегчить машину.
37-мм снаряды могли развалить вражеский самолет в воздухе несмотря на свою низкую скорострельность.
Самолет мог драться с "Мессершмиттами" на горизонталях, но если перегрузки были чрезмерными хвостовая часть скручивалась при резких маневрах.
На самолет ставили мотор "Эллисон" с мощностями 1150, 1200 и 1325 л. с.
Центровка самолета из-за серединного расположения мотора была нарушена, она еще более нарушалась, когда боекомплект пушек и пулеметов заканчивался. С другой стороны "пустой нос" позволил расположить там пушки и пулеметы, а также придать носу максимально аэродинамическую форму. Из-за нарушения центровки самолет охотно штопорил, как тот же советский ЛаГГ-3. Плюсом такой неустойчивости было то, что "Аэрокобра" разворот сделать за 19 секунд.
Минусом была и "автомобильная" дверь для покидания кабины. Летчик мог попасть под удар хвостового стабилизатора.
Конечно, советским самолетам последних серий "Аэрокобра" стала уступать в вертикальном маневре и скорости.
Тем не менее используя достоинства самолета на ней вполне можно было воевать, к примеру, Трижды Герой Советского Союза Покрышкин летал и прославился именно летая на "Аэрокобре".
Вот такой получился топ 3 самолетов-истребителей ленд-лиза в СССР.
Спасибо за прочтение