История о том, как удалось «на ходу» потерять колесо, не повредить пешеходов автомобиль и водителя.
Лето в 72-м году было жаркое. Обучение в техникуме предполагало прохождение практики по вождению автомобилей. Направили меня в районное предприятие под названием «Транссельхозтехника». Доверили самосвал ЗИЛ-ММЗ-555, водителю которого нужно было срочно отбыть в очередной отпуск. Он весьма обрадовался появлению практиканта, быстро передал мне машину и пожелал удачи на дороге.
Первый мой рейс был в колхоз (расстояние 40 км) для развозки на поля органических одобрений (навоза). В колхоз велели захватить попутный груз — удобрения, для чего нужно было заехать на химический склад «Сельхозтехники». На складе была огромная очередь, которая предполагала погрузку через пару часов, и я отправился в колхоз без груза.
Кто имел возможность управлять грузовым ЗИЛом может подтвердить насколько восхитительное настроение охватывает тебя в просторной кабине этого автомобиля. Как приятно звучит мотор, чётко переключаются передачи. Лёгкий руль, снабжённый гидоусилителем, добавляет положительных эмоций при управлении автомобилем. Мощные тормоза с пневмоприводом придают уверенности. Еду и наслаждался поездкой.
Дорога пролегала по дамбе. Справа плавни, сидят рыбаки с удочками. Скорость движения не более 70 км/час. Никаких необычных действий в «поведении машины» не наблюдаю. Один из рыбаков, обернувшийся в мою сторону, машет рукой и напряжённым выражением лица требует остановиться. В открытое окно доноситься истошный крик: «Колесо!». Вижу не занятое людьми место, нажимаю на тормоз и принимаю вправо.
Правая сторона машины плавно проваливается, хотя ямы перед автомобилем не было. Стараюсь удержать руль, стремящийся повернуть вправо, и вижу: впереди катится колесо. Самосвал остановился. Я заглушил мотор и выскочил из кабины, чтобы посмотреть, что произошло. Колесо упало в воду и поплыло. Его надо было срочно доставать. Сбросил штаны и в воду.
Вытащил колесо. Оно с тормозным барабаном и ступицей. Прикатил к автомобилю и начал осмотр. Наружные обоймы подшипников на месте, смазка есть. Ролики подшипников, внутренняя обойма наружного подшипника и крепёжные детали утонули. Правая тормозная колодка врезалась в ПГС, из которой состоит дамба. Внутренняя обойма внутреннего подшипника на месте.
Не прошло и пяти минут, подъезжает на москвичёвском фургоне механик гаража, из которого я выехал. Справился о случившемся и пообещал прислать подшипники и крепёж, а пока посоветовал осмотреть детали тормоза и снять колесо со ступицы. Детали тормоза ни пострадали, запчастей к ним не понадобилось. Механик уехал.
А у меня начались «танцы с бубном» вокруг колеса со ступицей. Чтобы отвернуть гайки, крепящие колесо к ступице, надо было его зафиксировать. Зафиксировать можно только придавив колесом автомобиля. Чтобы не повредить детали тормоза переднего колеса, нужно что-то подложить под переднюю балку, подняв тормозные колодки над землёй. Где взять это «что-то» в поле — проблема.
Пошёл искать. Нашёл кирпичи. Принёс и поднял переднюю балку. Возникла вторая проблема: хода домкрата не хватает, чтобы поднять заднее колесо и подложить под него «утонувшее». Опять нужны какие-то подкладки. Пошёл искать. Нашёл брошенный газоновский колёсный диск. Притащил, поднял, зажал «утонувшее» колесо.
С помощью рыбаков, трубы-удлинителя и мата за полтора часа удалось отвернуть все гайки и отсоединить ступицу от колеса. К этому времени попутной машиной прибыли подшипники, крепёж и смазка. Собрал всё без проблем и отправился дальше. В колхозе на обед попасть не удалось, но девушки в столовой сжалились надо мной и накормили вкусным борщом.
Мой первый самостоятельный рейс на ЗИЛ-ММЗ-555 сопровождался приключениями, которые продолжились в процессе практики. Это другие истории. Ставьте палец вверх, если хотите с ними ознакомиться.
В комментариях надеюсь прочитать Ваши курьёзные случаи при эксплуатации автомобилей.
Другие публикации канала «Дневник оптимиста» можно увидеть здесь.