Найти тему

Огнеупорные: 10 невероятных пожарных автомобилей

Все пожарные машины крутые. Потому что создать огнеопасную ситуацию может любой автомобиль, а предотвратить её или ликвидировать последствия — лишь единицы. Но в мире существует некоторое количество автомобилей, которые способны впечатлить сильнее, чем Уралы, КаМАЗы и МАЗы знакомого красного цвета. Сегодня рассказываем о десяти самых необычных «пожарках».

Mercedes-Benz Nürburg 460 Kraftfahrspritze

Mercedes-Benz Nürburg 460 Kraftfahrspritze
Mercedes-Benz Nürburg 460 Kraftfahrspritze

Модель Nürburg 460 была разработана в 1928 году Фердинандом Порше. Элегантный лимузин с рядным восьми­цилиндровым двигателем позици­ониро­вался как конкурент Horch 8, однако из-за старомодной «высокой» рамы не пользовался ожидаемой популяр­ностью у состоятельных господ. Но Mercedes-Benz не был бы собой, если бы не превратил недостатки своей машины в преимущества.

Высокий клиренс позволял Nürburg 460 проезжать там, где отсут­ствовали дороги, поэтому на шасси W08 было построено несколько много­функциональных автомобилей. В том числе 9 специ­альных машин для противо­пожарных служб Лиссабона (Португалия), где после революции 1926 года установилась военная диктатура. Пожарные лимузины были оснащены 350-литровыми баками с водой, мощными насосами, 100-метровыми шлангами, а также раскладными лестницами, закреплёнными на боковинах кузова.

Просто для понимания: представьте себе пожарный S-класс в 2020-м...

Maserati Quattroporte CEA Vigili del Fuoco

Maserati Quattroporte CEA Vigili del Fuoco
Maserati Quattroporte CEA Vigili del Fuoco

CEA Squadra Corse — подразделение, которое отвечает за пожарную безопасность на большинстве автодромов Италии. Эти парни помогали тушить пожар после аварии, которая произошла на старте Гран-При Италии 1978 года, когда Ронни Петерсон получил перелом обеих ног, а Витторио Брамбилла потерял сознание после попадания в шлем отлетевшего колеса.

Для быстрого реагирования пожарным нужны скоростные автомобили. И они у CEA Squadra Corse были. Первыми спецмашинами отряда в 1967 году стали модифицированные седаны Maserati Quattroporte — созданные Лучано Конти и Паоло Моруцци пикапы возили в багажных ложах лафетные стволы. Там же установили компрессоры и пенообразователи. Короче говоря, в распоряжении спасателей было всё, чтобы успеть вовремя.

Range Rover TACR2

Range Rover TACR2
Range Rover TACR2

TACR2 (Truck Fire-Fighting Airfield Crash Rescue 2, что можно перевести как «аэродромно-аварийная спасатель­ная пожарная машина второго поколения») состоял на службе военно-воздушных и военно-морских сил Велико­британии с середины 1970-х до начала 2000-х. Несколько таких внедорожников даже базировались на авианосцах!

TACR2 представляет собой Range Rover первого поколения с третьей осью (на неё тяга не подаётся), вместитель­ным задним кофром, а также знаком Follow Me на корме. На борту установ­лены бак с водой, компрессор, пено­образователь, несколько лестниц и лёгких огне­тушителей. Потушить пылающий истребитель такой машиной вряд ли получится, но устранить локальное возгорание — вполне.

В большинстве музеев военно-воздушных сил Велико­британии хоть один TACR2 да имеется.

ЗиЛ-Sides VMA-30

ЗиЛ-Sides VMA-30
ЗиЛ-Sides VMA-30

В Советском Союзе тоже хватало удивительных пожарных машин. Например, Зил-Sides VMA-30, который был создан ВО «Внештехника» совместно с французской фирмой Sides.

Под массивным кузовом скрываются рама и двигатель ЗиЛ-131. Согласно проекту, кузовные панели должны были быть стеклопластиковыми, но ради большей надёжности и огне­упорности их всё же сделали металли­ческими. Из-за этого автомобиль получился тяжелее, чем планиро­валось. И это во многом отпугнуло потенциальных покупателей модели — да ещё и вкупе с большим ценником.

Построили всего два экземпляра VMA-30, один из которых возглавлял колонну советской пожарной техники на Олимпиаде-80. После Игр чудо-ЗиЛ поступил на службу в пожарную часть Москов­ского района Ленин­града, где проработал до начала 90-х годов, пока у него не сломался двигатель. Прямую замену искать ему не стали, потому что потребность в массивном пожарном грузовике в городе была мизерной.

Однако у VMA-30 много интересных решений: кабина для пожарных с пластиковыми стульями (чтобы те меньше пачкались и не рас­сыхались от влаги и пожарной робы, как деревянные), иностранные насосы высокого давления, французские фары Cibie. Даже жаль, что советско-французский проект так и не выстрелил.

Big Wind

Big Wind
Big Wind

Поскольку в мире существует множество нефтяных место­рождений, потребность в специ­ализиро­ванной технике, которая поможет потушить пожар на скважине, существо­вала примерно всегда. Апофеозом инженерной мысли стала машина Big Wind, созданная в дружественной Болгарии в 1991 году. Правда, придумывали машину не для СССР, а для Кувейта.

Big Wind представлял собой шасси танка Т-34, на котором распо­лагалось два турбореактивных двигателя РД-25-300 от истребителя МиГ-21. Над соплами двигателей размещались три форсунки, которые, подавая воду на турбо­реактивные струи, образовывали газоводяную смесь. Такой поток не только лишал очаг возгорания кислорода, но и тут же охлаждал его. В среднем на ликвидацию одного возгорания на скважине Big Wind тратил всего 10–15 минут!

Для управления этой колесницей требовалось три человека: водитель, оператор и наводчик, которому в кабине места не нашлось: пришлось догонять Big Wind пешком. Благо, ехала машина небыстро: эксплуатаци­онная скорость — 5 километров в час.

Iveco Magirus Marconi Duffy

Iveco Magirus Marconi Duffy
Iveco Magirus Marconi Duffy

Сложно представить пожарный автомобиль ещё более универсальный, чем Iveco Magirus Marconi Duffy. Благодаря высокому клиренсу ему не страшно бездорожье. И на городских улицах он тоже себя ощущает отлично: две из трёх осей — поворотные. Наконец, благодаря герметичной надстройке над шасси Duffy может плавать. Буквально — как лодка.

На жёсткой поверхности машину в движение приводит турбодизель Iveco на 280 л.с. С ним сочетается автомати­ческая трансмиссия Allison, которая раздаёт тягу на все шесть колёс. Когда же приходит время двигаться по воде, в ход вступают два водомётных движителя Ultrajet — Duffy способен плыть со скоростью до 15 километров в час. Есть у машины небольшой водомёт и в передней части для движения по воде задним ходом.

По умолчанию Iveco Magirus Marconi Duffy идёт без оборудования для пожаро­тушения — его выбирает заказчик. Причём амфибию можно приобрести вообще без дополни­тельной техники, в спасательно-десантном варианте. При таком раскладе в кузове смогут разместиться 12 человек.

Jaguar S-Type R Silverstone Fire Tender

Jaguar S-Type R Silverstone Fire Tender
Jaguar S-Type R Silverstone Fire Tender

Пожарные машины быстрого реагирования и в XXI веке не утратили своего лоска. Например, осенью 2002 года в распоряжение трассы Сильвер­стоун поступил специальный Jaguar S-Type R, который, несмотря на практически стандартную внешность, тоже кое-чего умеет.

Снаружи пожарный S-Type R выделяется лишь краской Phoenix Red с жёлтой полосой и проблеско­выми маячками на крыше. Внутри же изменений гораздо больше: место заднего дивана занял 90-литровый баллон с пеной, к которому подключён восьми­метровый пожарный рукав, передние сиденья заменены ковшами Recaro, а всю клетку салона обрамляет каркас безопасности. Ещё четыре лёгких огне­тушителя лежат в багажнике.

Силовой агрегат S-Type R в пожарной версии остался прежним. Под капотом находился 400-сильный V8 с компрессором, который разгонял седан до 100 километров в час всего за 5,5 секунды.

Mercedes-Benz Actros 7660 14×8 Bronto Skylift Typ F112 HLA

Mercedes-Benz Actros 7660 14×8 Bronto Skylift Typ F112 HLA
Mercedes-Benz Actros 7660 14×8 Bronto Skylift Typ F112 HLA

Название этой машины трудно выговорить и почти невозможно запомнить, однако знать её в лицо стоит. Как минимум из-за того, что бригады этого грузовика могут тушить пожары на высоте, о которой остальные лишь мечтают!

Раскладной подъёмник Скайлифта способен подниматься на высоту до 112 метров. То есть почти на 30 этажей! Впрочем, функционал грузовика не ограничи­вается пожаро­тушением — для монтажных и очистных работ на высоте он тоже вполне подходит.

Из семи осей Bronto Skylift на шасси Mercedes Actros лишь средние две не могут поворачивать, поэтому с манёвренностью у супер­пожарки проблем нет. Тяга турбо­дизельного двигателя поступает на четыре оси из семи, что, впрочем, ясно прямо из названия.

Skeeter Ford F-550 Platinum Edition 6×6 Firewalker

Skeeter Ford F-550 Platinum Edition 6×6 Firewalker
Skeeter Ford F-550 Platinum Edition 6×6 Firewalker

Если бы пожарным машинам выдавали какие-то награды за стиль, то шести­колёсный Ford F-550 от Skeeter мог бы претен­довать на главный приз. На таком здоровяке не зазорно и к какому-нибудь клубу подъехать, даже если в нём не горит ничего, кроме пары коктейлей В52.

Впрочем, тушить настоящие пожары этот пикап тоже умеет. В недрах массивной задней надстройки прячется бак с водой на 2270 литров, а фронтальный бранд­спойт имеет много­точечную систему и дистанци­онное управление. Плюс, в кофрах прячется множество дополни­тельного оборудо­вания, необходимого для борьбы с огнём и спасения людей, вроде топориков и лестниц.

У F-550 также есть силовой бампер, лебёдка и злющие шины, так как делали эту модель для того, чтобы тушить огонь в трудно­доступных местах.

BMW i3, Opel Adam и другие «малыши»

BMW i3
BMW i3
Opel Adam
Opel Adam

Помимо больших грузовиков и внедорожников в европейских (и не только) странах суще­ствуют пожарные машины сопровож­дения. Которые достав­ляют на места дополни­тельное оборудо­вание или пробивают дорогу полно­ценным пожаркам через густой трафик.

В Германии эта функция возложена как на вполне привычные легковые авто­мобили, вроде BMW X3/X5, так и на мало­литражки, вроде Opel Adam или BMW i3. Круто, да? И экологично, кстати.

В большинстве случаев такие пожарные машины имеют на борту пару дополни­тельных огне­тушителей, аптечку с расширенным набором медика­ментов и другой негаба­ритный груз. Но даже такая мелочь может помочь в борьбе с огнём.