Этот знаменитый самолет находится в строю уже 60 лет. Ему принадлежит рекорд, который точно не будет побит – никакой другой сверхзвуковой истребитель не выпускался таким массовым тиражом.
Пока США создавали эффектные, но не слишком эффективные для решения предполагавшихся боевых задач истребители серии Century (от F-100 до F-109, Советский Союз втихую обзавелся простым и недорогим оружием с большим потенциалом и характеристиками – разработанный в КБ Микояна и Гуревича одномоторный истребитель МиГ-21, скорость 2 Маха. Создатели твердо придерживались принципа «Лучшее – враг хорошего». Американцы делали ставку на ограниченное количество суперистребителей. СССР хотел заполнить небо тысячами простых, дешевых и надежных реактивных самолетов – ведь такая стратегия вполне оправдала себя при перевооружении советской армии АК-47.
НАТО произвольно окрестило советскую новинку Fishbed. Советы ненавидели это название, впрочем, как и другие западные названия своих «изделий» – Fagot (МиГ-15), Faithless (МиГ-23-01), Frogfoot (Су-25). Министерство обороны СССР не присвоило МиГ-21 какого-то особенного названия, но сами пилоты часто называли самолет «балалайка» из-за треугольной формы крыльев.
В СССР МиГ-21 выпускался долгие годы – с 1959 по 1985. Потом он дорабатывался и модифицировался индийскими, израильскими и румынскими компаниями, копировался китайцами. В переделанном виде он до сих пор стоит на вооружении 14 развивающихся стран, для которых является их лучшим самолетом. МиГ-21 – самый массовый сверхзвуковой истребитель. Произведено 11496 машин. Его предшественник, околозвуковой МиГ-15, удерживает рекорд всех времен среди реактивных самолетов – 18000 экземпляров.
Последней выпускавшейся в СССР модификацией был МиГ-21бис. Производился с 1972 по 1985. В нем были исправлены многие недоработки первых МиГ-21. По латыни bis означает «второй», в данном случае – «усовершенствованный». Окончательной модификацией стал MiG-21-93 индийских ВВС, который индусы прозвали «Бизон». У нее был каплевидный фонарь, панорамное стекло кабины, более эффективный радар, встроенный в шлем пилота прицел, он был вооружен ракетами «выстрелил-забыл», способными поражать цели за пределами зоны видимости. Все эти дополнения в четыре раза усилили самолет, который по эффективности почти сравнялся с первыми F-16. Важно учесть, что «прокачанный» МиГ-21бис можно было приобрести за $500.000. А подержанный F-16 обходился новым владельцам примерно в $15.000.000.
МиГ-21 называли «АК-47 среди самолетов». В него достаточно было залить масло и горючее, пополнить боеприпасы – и отправить в следующий полет. По словам техника из американской команды, обслуживающей МиГ-21, который использовался ВВС США в качестве тренировочного самолета, изображающего вероятного противника, «он похож на семейный автомобиль – вы запускаете двигатель и едете, пока в баке есть бензин». «Большую часть работ на этом самолетике можно выполнить с помощью метрических рожковых ключей и отверток, купленных в магазине хозтоваров». Техобслуживание обычно сводилось к замене масла, тормозов и шин после каждых 50 вылетов.
Однако невзирая на все вышеупомянутые преимущества, история МиГ-21 не самая славная. Он участвовал в 30 войнах, и боевые счет – не в его пользу. Их было сбито больше, чем они сбили самолетов противника. За все время лишь четыре аса летали на МиГ-21 – один из Северного Вьетнама и один из Сирии. Проблема, скорее, в пилотах. Египетские и сирийские «водители МиГов» сражались с талантливыми израильскими летчиками, северовьетнамцы бились с лучше подготовленными экипажами «Фантомов» (если не в самом начале, то в разгар Вьетнамской войны), летчики других стран Азии и Африки ничем не прославились. Египетские пилоты МиГ-21 были настолько неумелыми, что во время Шестидневной войны один из них сбил другой египетский МиГ, после чего был сбит собственным ПВО.
Когда пилоты спорят о боях между непохожими самолетами – МиГ-21 и более современными истребителями 4-го поколения – они иногда сравнивают их с поножовщиной в телефонной будке между здоровяком и маленьким парнишкой. После того, как «здоровяк» выпустил свои ракеты, и они прошли мимо цели, ему приходится вступать в ближний бой, где вместо телефонной будки – клочок неба. А ракеты «воздух-воздух» обычно промахивались. Во Вьетнаме 91% ракет “Sparrow” и 82% “Sidewinder”, выпущенных F-4 Phantom, не поразили цели.
На первом этапе воздушной войны во Вьетнаме бой между «Фантомом» и МиГ-21 был классическим случаем поножовщины в будке. Маленький МиГ был намного более вертким, с меньшим радиусом разворота, чем большой «Фантом». Преимущество было на его стороне, пока американские пилоты не научились уходить вертикально вверх. Вместо того, чтобы гоняться за хвостом противника, пилоты F-4 использовали свою превосходную тягу, чтобы ускользнуть из свалки на высоту, а оттуда обрушиться на врага.
В определенный период модернизированные МиГ-21 сталкивались с однозначно превосходящими их по характеристикам истребителями III и IV поколений. МиГ-21 экспортировались в огромных количествах военно-воздушным силам, силы и уровень мастерства пилотов которых сильно различались. Иногда это были лучшие самолеты, который они могли приобрести. И зачастую они оказывались на земле после встречи с F-14 или F-16.
Советская армия, для которой изначально создавался МиГ-21, в итоге получила от этого самолета мало выгоды. Во время афганской войны он применялся исключительно для атак наземных целей. Одну из немногих воздушных побед советский МиГ-21 одержал в 1973 году, когда иранский самолет залетел в воздушное пространство СССР. Две советских ракеты прошли мимо цели, после чего советский летчик оказался так близко к нарушителю, что не успел зарядить две оставшиеся ракеты, а предпочел пойти на таран. Нетривиальный способ борьбы с заблудившимся самолетом, особенно если учесть, что русский пилот погиб, а оба иранца – точнее, американский инструктор и иранский курсант – катапультировались и выжили.
Хотя фюзеляж МиГ-21 кажется огромным на фоне небольших дельтовидных крыльев, на самом деле это маленький самолетик. Если поставить его рядом с F-4, он будет выглядеть как модель в масштабе 4:5. Его масса чуть больше 40% массы пустого Phantom II, размах крыльев почти на 5 метров меньше, а длина меньше на 3.5 метра. Если сравнивать взлетную массу, т.е. массу с боевой нагрузкой, то «Фантом» в 4 раза тяжелее МиГ’а. При лобовом сближении МиГ-21 казался точкой между двух коротеньких крылышек, в то время как здоровенный двухмоторный F-4 был хорошо виден издали.
Впрочем, пилот МиГ’а мог и не заметить его. Втиснутый в узкую кабину между воздухопроводами большого двигателя Туманского, он сидел между высоко расположенными рельсами фонаря кабины и трехслойным лобовым стеклом из композитного материала дюймовой толщины, который загораживал пушечный прицел и приборная доска с кучей тумблеров и всякой электроники. Обзор назад, с 4 до 8 часов, практически отсутствовал, обзор нижней полусферы был минимальный. Нормальный обзор был лишь у первых МиГ-21 с каплеобразными фонарями кабины и небольшим обтекателем позади. Обтекатель был впоследствии увеличен и превращен в топливный бак. Конструкция фонаря была изменена, и обзор ухудшился.
Бортовой радар МиГ-21 был практически бесполезен. Конструкторское бюро Микояна и Гуревича выбрало схему с единственным носовым воздухозаборником, что существенно ограничило допустимый размер радара, который мог быть установлен на борту. Дальше 10 км он не видел. Поэтому пилотов опекали наземные службы. Они не только задавали вектор полета, но командовали, какое вооружение активировать и когда сбрасывать пустые подвесные баки.
Т.к. обзор из кабины был лучше всего вперед и вверх, некоторые МиГ-21 Северного Вьетнама имели камуфляжную раскраску «под джунгли» и летали низко над зарослями, что делало их незаметными для радаров. Когда их замечали, в эфире раздавалось предупреждение «Змеи в траве!», но иногда слишком поздно. Они приближались к F-105 Thunderchief сзади и снизу, затем на форсаже набирая высоту, атаковали в хвост с 6 часов и спешили вернуться на базу.
Большинство МиГ-21 были легко вооружены: две ракеты «воздух-воздух» с тепловым наведением и всего 30 снарядов, хватавших на двухсекундную очередь, к единственной пушке 30-мм. Над Вьетнамом зачастую и это оружие не требовалось. Атака считалась успешной, если угроза перехвата заставляла F-105 и F-4 сбросить свой боезапас и развернуться домой. Северные вьетнамцы возвращались на базу, зная, что заставили врага потратить время, горючее и боеприпасы.
Однако всему хорошему рано или поздно приходит конец. В январе 1967 американцы заманили доставшего их врага в ловушку. Они сымитировали надет тяжело груженых бомбами F-105 – скорость, высота, маршрут, построение, радиопереговоры. Выскочившие снизу на «добычу» 16 МиГ-21 натолкнулись не на уязвимые бомбардировщики, а на готовые к воздушной драке 29 «Фантомов». В ходе операции «Боло» были уничтожены 5 МиГ-21.
Истребители-бомбардировщики F-105 были любимой добычей МиГ-21 над Вьетнамом. Они были очень быстрыми, и для их перехвата требовался суперсовременный (по тем временам) самолет. Однажды МиГ-21 сбили 17 F-105, при этом F-105’е не сбили ни одного МиГ-21.
У МиГ-21 был один серьезный недостаток. Спроектированный, чтобы быстро набрать высоту, сбить один маломаневренный бомбардировщик и вернуться на базу, он имел топливо, чтобы выполнить лишь это задание. Топлива обычно хватало на 45 минут полета. Даже если топливо заканчивалось вблизи базы, сесть с неработающим двигателем самолет был не в состоянии. У первых МиГ-21 была неудачная система подачи топлива. Целых 700 литров топлива могли остаться неиспользованными, но их невозможно было направить в двигатель. Помимо этого, они смещали центр тяжести назад, что послужило причиной гибели многих неопытных пилотов при посадке.
Впервые Fishbed принял участие в войне в 1965 году в составе индийских ВВС против Пакистана, хотя воздушных боев не велось. Первую победу на счет МиГ-21 записали в следующем году, когда северовьетнамский пилот сбил американский самолет-разведчик. Вроде ничего особенного, но разведчик летел на высоте 18 км, а МиГ-21 мог осуществлять перехват не выше 19 км.
Настоящую войну МиГ-21 увидел на Ближнем Востоке.
В 1966 Израиль был в кольце из истребителей. СССР предоставил своим сателлитам – Египту, Сирии и Ираку – 194 МиГ-21 вместе с прочим вооружением. Благодаря Советам у арабов был подавляющий перевес в артиллерии, танках, авиации. Они готовились стереть Израиль с карты мира, только немного опоздали. Ранним утром 5 июня 1967 года Израиль начал Шестидневную войну упреждающим ударом по МиГ’ам и другим арабским самолетам, стоящим на аэродромах.
Израильтяне решили, что им надо заполучить МиГ, чтобы изучить его летные характеристики, дабы усовершенствовать тактику воздушного боя своих Mirage IIICJ с дельтовидными крыльями, которые во многом походили на МиГ-21. Израильская разведка «Моссад» подкупила недовольного иракского летчика, чтобы он передал свой самолет в обмен на $300,000 и израильское гражданство для него и его семьи.
Израильские испытатели вдоволь полетали на МиГ’е, чтобы прийти к выводу, что это хороший, легко управляемый высотный перехватчик, и что при встрече с «Мираж» исход боя будет зависеть от мастерства пилотов. Иными словами, подавайте сюда ваши МиГи.
Израильтяне перекрасили украденный МиГ в яркие цвета, нарисовали на нем звезды Давида, присвоили многообещающий номер «007» и поставили на взлетной полосе готовым к срочному взлету, чтобы перехватывать и сбивать арабские МиГ-21, которые могли забираться на высоту, недоступную для «Миражей». Сигнал боевой тревоги для этого дежурного самолета так и не прозвучал, и в 1968 году он был передан США для дальнейших испытаний и изучения. Эту машину до сих пор можно увидеть в музее израильских ВВС в Хацериме.
Десять лет спустя американские ВВС всерьез взялись за Fishbed, учредив в рамках сверхсекретной программы «Constant Peg» 4477-е испытательное звено, которое вскоре превратилось в эскадрилью. Название программы можно перевести как «Вечная заноза». Одно время с секретной авиабазы в закрытой зоне 51 около Тонопа в Неваде в воздух могли одновременно подняться до 17 МиГ-21. Официально самолеты числились как YF-110, т.к. теперь они входили в составе американских ВВС. Их доставали с «авиационных кладбищ», покупали у стран, правительства которых нуждались в деньгах, вытаскивали из вьетнамских болот, где их бросили ржаветь, получали в подарок от египетского президента Анвара Садата и попросту покупали у китайцев, которые производили их как Shenyang F-7B.
Shenyang F-7B (сейчас их называют Chengdu J-7) постоянно называют «лицензионные МиГ’и», хотя это неверно. Китай и СССР сперва планировали заключить лицензионное соглашение, но сделка не состоялась из-за охлаждения советско-китайских отношений. В конце концов китайцы разобрали МиГ-21 и попросту скопировали его. Они даже пытались привлечь на помощь американскую компанию Grumman, но бойня на площади Тяньаньмэнь покончила с сотрудничеством. F-7 были последними выпущенными МиГ-21. Их было произведено примерно 2400 штук. Выпуск прекратился в 2013 году. Помимо прочих недостатков китайцы исправили неудачную оригинальную конструкцию топливного бака.
Участвовавшие в программе «Constant Peg» американские летчики ругались, осваивая приборную панель с непонятными им надписями. Им также пришлось научиться иной рулежке по аэродрому. Тормоза МиГ-21 работали от баллона со сжатым воздухом, подача которого регулировалась педалью руля и похожим на велосипедный тормоз рычаг на рукоятке управления. Если при рулежке по «бетонке» перед взлетом вы слишком часто тормозили, вам могло не хватить сжатого воздуха для торможения при посадке. На борту МиГ-21 не было компрессора. Единственное спасение – тормозной парашют да натянутая в конце посадочной полосы страховочная сетка.
Целью программы «Constant Peg» было научить американских летчиков сражаться с различными советскими самолетами, в первую очередь МиГ-21 и МиГ-23. Тренировки начинались с того, что пилот видел в небе вблизи себя МиГ-21. У многих первое впечатление было, как у участников уличной гонки, ожидающих старта на светофоре на перекрестке, к которому вдруг подъезжает болид Формулы-1. МиГ-21 пока еще вызывал страх.
«Constant Peg» была свернута в 1989 году после 15000 тренировочных вылетов с участием МиГ-21 и МиГ-23. Программа не рассекречивалась до 2006. По меньшей мере 5 МиГ-21 из индонезийских ВВС заняли места на постаментах у ворот и в музеях авиации. Один из них можно увидеть в парке вражеской авиатехники на авиабазе Неллис вблизи Лас-Вегаса. Участвоваший в программе «Constant Peg» техник вспоминал о яме глубиной 12 метров в пустыне рядом с Тонопой, которая была заполнена купленными у Китая F-7, а также крыльями и двигателями других самолетов.
Вскоре МиГ-21 завершил свою боевую карьеру, пробыв в строю 60, возможно даже 65 лет. Вплоть до сегодняшнего дня сирийские летчики летают на них, сбрасывая на повстанцев самодельные бомбы, изготовленные из баллонов с пропаном. МиГ-21 никогда не побьет рекорд по сроку службы, который удерживает Boeing B-52. В 2050 году, когда Stratofortress планируют снять с вооружения, исполнится почти век их службе. Но скорее всего даже спустя много лет после списания B-52 МиГ’и все еще будут летать, пилотируемые энтузиастами военной авиации.