Найти тему

Оригинальная автозапчасть(OEM) и ее аналоги. Как устроена современная база кроссов по подбору запчастей. Опыт и практика.

Оглавление

Время чтения 27 мин.

Различные способы подбора деталей

Рассказ о кроссах невозможен без вступления о всевозможных способах подбора детали.

Наиболее верным способом подбора автозапчастей является подбор по оригинальной программе автопроизводителя. Но возможность доступа к оригинальным каталогам есть только у специалистов – у дилеров и в магазинах по продаже запчастей. А работа со всевозможными онлайн-каталогами должна быть предельно осторожной – практически невозможно создать корректно работающий онлайн-каталог.

Дилеры предлагают исключительно оригинальную запчасть. В прочих авто магазинах готовы предложить варианты всевозможных альтернатив – и оригинальную запчасть и запчасть от производителя, называемую многими просто "не оригиналом".

При этом наиболее корректным способом подбора является трехступенчатый подбор: подбор по оригинальной программе, затем подбор по сайту производителя и в итоге на последнем шаге сверка соответствия артикулов. Если производитель детали у себя на сайте в своей таблице кроссов указал именно тот оригинальный номер, который был найден ранее в оригинальном каталоге, то сверка оказалась верной и данный не оригинальный артикул можно заказывать. А это соответствие артикулов обычно называют словом "кросс".

Многие специалисты облегчают себе работу, используя всевозможные каталоги типа TecDoc, в котором собрано огромное количество не оригинальных производителей расходных материалов. Информация в базу данных такого универсального каталога поступает от производителей, грубо говоря, с тех же сайтов производителей.

При таком способе специалисты находят в оригинальной программе оригинальный номер детали и вводят его в поисковую строку этого универсального каталога TecDoc, получая при этом через тот самый "кросс" предложения различных производителей. Тоже неплохой вариант, но по своей точности чуть хуже первого. Почему точность хуже? Например, потому, что всем свойственно ошибаться и хороший производитель периодически находит эти ошибки и постоянно вносит изменения в свои таблицы соответствия. Но передача информации в универсальный каталог с уже внесенными изменениями может оказаться запоздалой. Конечно, технологии не стоят на месте. 20-25 лет назад вся информация была на бумажных каталогах, потом ее оцифровали в файлы PDF-формата, потом перевели в таблицы текстового (или Excel) формата. Последние годы обновления происходят уже в онлайн-виде, но пока еще не все доведено до совершенства.

Разновидностью этого второго способа подбора можно считать и поиск не оригинала "по образцу" – когда списывают со снятой детали оригинальный номер и через кросс находят аналоги. Это достаточно просто и в большинстве случаев надежно. Но возможны варианты, когда производитель не просто совершает замену номера, а меняет в том числе и какую-то сопряженную деталь. То есть вы не получите ту саму деталь с номером, который списали. И она один к одному не подойдет – надо дозаказать еще какую-то деталь. А это можно увидеть только в оригинальной программе.

Третьи специалисты в еще меньшей степени утруждаются. В своей работе они просто исключают подбор по оригинальной программе – подбирают исключительно по универсальной программе, типа того же каталога TecDoc. Причем, зачастую находят артикул по одному производителю, а потом через кроссы в прайс-листах заказывают аналог другого производителя. Настоятельно не рекомендую пользоваться подобным способом подбора. В этом случае вероятность ошибки умножается – об этом расскажу ниже.

Именно этот способ работы максимально похож на подбор детали в большинстве интернет-магазинов. В абсолютном большинстве интернет-магазинов поиск базируется на базе данных каталога TecDoc. Да, это очень мощная база данных. Но, повторюсь, ошибки бывают у всех – это неизбежный факт. Даже в любой оригинальной программе они иногда встречаются. А если затем эту вероятность ошибки помножить на вероятность ошибки у производителя, затем помножить на вероятность ошибки в кроссах... Придется смириться с тем, что рано или поздно ошибка произойдет.

Представьте, что вы подбираете радиатор для своего автомобиля 2018 года. Эта модель начала выпускаться в 2015 году и с начала производства модели был один вид радиатора, а в 2018 году авто производитель изменил конструкцию радиатора (например, изменил точки крепления для более мощного диффузора радиатора). И именно такой новый вид радиатора должен быть на вашем автомобиле. Но вы не ведаете об этих отличиях! Вы пользуетесь некоторой устаревшей базой данных, в которой собраны все производители радиаторов и у каждого из них еще не прописан этот новый вариант радиатора. То есть просто указан один вариант радиатора для модели, начиная с 2015 года. Ничего не подозревая, вы заказываете радиатор. И получаете ошибку! Кто в этом виноват? Трудно сказать... Если знать обо всех способах подбора (то есть о сказанном мной выше), то можно смело сказать – виноват тот, кто доверился этому простейшему способу подбора запчастей. А надо было довериться специалистам и находить деталь сначала в оригинальной программе.

Прямой и косвенный кроссы

При прямом кроссе не оригинальная деталь по всем параметрам в точности соответствует той детали, которая была подобрана по оригинальной программе. При косвенном кроссе, деталь по некоторым характеристикам может незначительно отличаться.

Например, в оригинальной программе по VIN-коду авто производитель рекомендует устанавливать угольный фильтр салона. Но производитель фильтров (допустим, условный Knecht) в своем ассортименте для автомобиля этой модели предлагает сразу несколько вариантов фильтров с точно такими же геометрическими размерами. Это может быть, во-первых, простой бумажный фильтр. Второй фильтр – это фильтр с содержанием угля. А также третий вариант – противоаллергенный фильтр. И по каждому из этих фильтров Knecht может прописать 3 варианта оригинальных артикулов. Если, конечно, авто производитель в своей гамме также имеет 3 варианта. А если у авто производителя только угольный, то Knecht может этот единственный артикул угольного фильтра прописать к трем своим вариантам.

Замечу, что именно "может прописать", но не обязан прописывать и не всегда и не каждый производитель фильтров так делает. Так вот, из этих трех вариантов фильтров Knecht для угольного оригинального фильтра прямым кроссом является лишь артикул угольного. А 2 других кросса – на первый бумажный вариант и на третий противоаллергенный фильтр – это косвенные кроссы.

Для лучшей наглядности, указываю эти условные (чтобы не загромождать обилием букв и цифр в артикулах) кроссы. Допустим, в оригинале есть: фильтр бумажный с условным артикулом А1, угольный А2 и противоаллергенный А3. У производителя фильтров (того же Knecht, например) – это будут бумажный B1, угольный B2, противоаллергенный B3. Так вот, прямыми кроссами являются A1=B1, A2=B2, A3=B3. А кроссы A1=B2=B3, A2=B1=B3 и A3=B1=B2 – это косвенные кроссы.

Об этом нужно помнить, так как очень часто возникают ошибки. Например, вместо простого бумажного фильтра владелец автомобиля желает приобрести угольный фильтр, то есть готов платить больше за комфорт и отсутствие запахов угарного газа в пробках.

Специалист по подбору запчастей (или сам владелец автомобиля, сидя дома на диване с ноутбуком в руках) вбивает артикул угольного фильтра в прайс интернет-магазина и ему выдается сотня различных предложений от всевозможных поставщиков.

Допустим, выбранного производителя не оказалось на складах, и он начинает выбирать другой вариант, ориентируясь на кроссы.

Причем, далеко не все из поставщиков в своих наименованиях прописывают подробно – угольный ли это фильтр или противоаллергенный, могут просто написать "фильтр" и даже без дополнительного слова "салонный". Как раз в этот момент выбора аналога он (владелец автомобиля и менеджер отдела заказов) может не заметить, как выберет простой бумажный фильтр по косвенному кроссу, который его в последствии не устроит.

Другие варианты косвенных кроссов

В оригинале установлены колодки с датчиками износа. Напомню, что датчики износа у колодок бывают в нескольких вариантах. У европейцев это электрические датчики, а у японцев – это металлическая пластина, издающая писк при соприкосновении с тормозным диском. При этом производитель тормозных колодок в качестве кроссов прописывает этот артикул оригинальных колодок с датчиком сразу к двум вариантам своих колодок – и к комплекту с датчиком и к комплекту без датчика. При этом комплект колодок без датчика будет являться косвенным кроссом.

У колодок может отличаться материал. Например, в оригинале рекомендуется устанавливать безасбестовые тормозные колодки. Это всего лишь экологические требования в некоторых странах мира. При этом сам авто производитель своим вторым вариантом предлагает колодки с асбестом. А производитель колодок (он также может производить с асбестом и без, а может лишь один какой-то вариант) пропишет кроссы на оба варианта оригинальных артикулов – и на асбестсодержащие и на безасбестовые.

Кросс первого и второго уровня

Кросс первого уровня – прописанное равенство оригинального артикула авто производителя и артикула производителя не оригинальных запчастей, позаботившегося о точном соответствии с рекомендациями авто производителя. С этим понятием вроде бы все элементарно.

А теперь о понятии кросса второго уровня.

Для максимального точного копирования оригинальной детали, производителю необходимо либо получить техническую документацию у авто производителя, либо приобрести эту деталь и всесторонне ее изучить. Это очень затратный процесс и не все могут себе позволить такое. Некоторые третьесортные производители авто запчастей, стараются максимально сэкономить. У них есть 2 варианта. Первый – приобрести техническую базу по изготовлению детали у второсортного производителя, уже давно имеющего свою наработанную базу и доверие на рынке.

Второй способ еще дешевле – просто взять чей-то каталог, в котором есть ключевые посадочные размеры и делать аналогичные детали, не вдаваясь в технические тонкости всевозможных характеристик детали. Нередко таких третьесортных производителей выдают их артикулы, которые почти идентичны артикулам того производителя, которого они выбрали в качестве эталона. То есть даже над собственной нумерацией не напрягаются.

Не буду назвать конкретные имена брендов, чтобы их откровенно не порочить (хотя при желании их можно вычислить). Пример: китайский производитель радиаторов, который взял за основу неплохо зарекомендовавший себя бренд. Первый попавшийся на глаза радиатор на Audi A6 от хорошего производителя имеет артикул 60499. А артикул его китайского аналога – 530499JP. Не правда ли, очевидно? Общие цифры 0499. И так будет по всем их радиаторам. Чаще всего каталог этих производителей распространяется в экселевских файлах. Никакого подбора от данных автомобиля, никаких чертежей. Хотя чертежи, может быть и появятся в виде копий от "базового" производителя. И чаще всего весь подбор по такому третьесортному производителю будет заключается в поиске кросса от артикула "базового" производителя или от оригинального номера. Причем, эти оригинальные номера в списке кроссов наследуются все от того же "базового" производителя.

Другой вариант минимального изменения артикула – это когда артикулы третьесортного производителя содержат в себе оригинальный номер, чьим аналогом является данная деталь. В качестве примера сравните оригинальный артикул ступицы Mitsubishi Pajero 3880A015 с парой китайских аналогов для нее MT38080A015 и MV-38080A015. Несмотря на то, что в этом случае это выглядит, как кроссы первого уровня, скорее всего это не так. Потому что с большой долей вероятности можно утверждать, что этот малоизвестный производитель в качестве образца продукции использовал некоторый хорошо зарекомендовавший себя бренд. И для своих артикулов использовал базу кроссов этого известного производителя.

И теперь на кроссах второго уровня неплохо еще раз напомнить об ошибках, которые могут возникнуть на любом этапе. Даже сделаю это на некоторых условных цифрах.

Допустим, оригинал ошибается в каждом десятом случае. Безусловно – это очень завышенная цифра. Но это все условно – для лучшего понимания. Итак, имеется 10% вероятность ошибки. Хороший не оригинальный производитель также может ошибиться, пусть с теми же 10%. Но когда вы заказываете не оригинальную деталь, вы можете наткнуться и на ошибку авто производителя, и на ошибку не оригинального производителя, и вероятность эта суммируется и равна уже 20% (точнее, 18%, если одна ошибка накладывается на другую). Но и третьесортный производитель может ошибиться с кроссами. Более того, он может промахнуться с размерами или с какими-то неучтенными параметрами, неизвестными ему и которые необходимо было соблюсти в соответствии с точной технологией производства. Здесь можно смело утверждать, что вероятность ошибки вдвое больше. Итого, если заказывать деталь у третьесортного производителя, вероятность ошибки составит уже 40%. Точнее чуть меньше, но это не важно – я ведь брал условные цифры. А суть в том, что вероятность ошибки умножается в несколько раз.

Составной кросс

Кроме кроссов, когда одна деталь полностью соответствует другой, существуют еще составные кроссы. Обычно это соответствие узла и составляющей его части. Например, в оригинале авто производитель в качестве запчасти продает только рычаг в сборе. Но производитель не оригинальной детали для этого рычага может предложить сайлентблоки и шаровую опору.

Другие примеры:

  • Для полуоси в сборе может быть предложен ШРУС наружный либо внутренний;
  • Для рулевой рейки в сборе предлагаются рулевые тяги и наконечники;
  • Для тормозного суппорта в сборе – ремкомплект уплотнений;
  • Для других агрегатов (таких, как ТНВД или турбина) – всевозможные управляющие клапаны и много других примеров.

Во всех этих случаях надо быть предельно внимательным, сверяя описание применяемости детали с применяемостью узла, с которым в виде кросса была сопоставлена деталь.

Множественные кроссы

У некоторых производителей одна деталь может иметь несколько артикулов. Это объясняется различными причинами.

В каталоге свечей NGK можно встретить артикулы сразу в 3-х вариантах: обычный каталожный, запасной складской номер и номер упаковки из 4-х штук. Например, есть некая свеча зажигания ZFR6T-11G, в обозначении которой каждый символ несет определенную информацию. Для этой же свечи есть сокращенный вариант 5960 – его чаще называют складским номером. И для этой же свечи есть артикул упаковки – V-Line 44. Но и для упаковки есть складской номер – 97237. Получается, что одну и ту же свечу можно получить по 4-ем различным вариантам артикулов.

Предприятия смежники

Чтобы понять, каким образом могут возникать одинаковые артикулы от различных авто производителей, проведу небольшое вступление на несколько абзацев о всемирной глобализации.

На сегодняшний день уже не осталось ни одного концерна, который не заимствовал бы целые агрегаты у другого авто производителя. Это может быть выражено в различных вариантах.

Покупка лицензий на использовании агрегатов.

Например, компания SsangYong на протяжении практически всего своего существования использовала моторы от компании Mercedes. Использование чужих моторов – это вообще любимая тема взаимной интеграции у всех авто производителей, которые ради расширения своего модельного ряда используют наработки других производителей.

Приобретение лицензий на технологическую линию целой модели автомобиля.

Например, когда у компании Hyundai еще не было своих внедорожников, она приобрела технологическую линию у компании Mitsubishi. Таким образом, появилась модель Hyundai Galloper, которая является копией автомобиля Mitsubishi Pajero предыдущего (на тот момент) поколения.

Поглощение целых компаний.

Поглощение компаний может происходить различными способами.

Первый и наиболее очевидный – это приближающееся банкротство одного из брендов, после чего на него находится покупатель, то есть более мощный автомобильный концерн. В конце 90-х годов прошлого века компания Kia находилась в глубоком кризисе и наилучшим решением стало приобретение ее концерном Hyundai. Теперь это единый мощный концерн Hyundai-Kia Motors.

Причем, в отдельных случаях это может быть не обязательно целый авто концерн, а некоторый выделенный бренд. И недавним примером такого выделения стал бренд Opel, который являлся убыточным для концерна General Motors и который в итоге выкупил концерн PSA Peugeot-Citroen.

Третьим вариантом происходит взаимное внедрение в сферу деятельности того или иного авто производителя. Компании начинают скупать акции и тем самым приобретать либо право голоса в принятии решений, либо в обмен на внесенные деньги – право на получение некоторых технологий. Пример самого крупного объединения достаточно свежий – это объединений компаний Renault-Nissan с концерном Misubishi. А это не только 3 бренда. Здесь еще Dacia, Samsung, Nissan, Infiniti, Datsun, Lada, ASA.

Подобных примеров можно привести еще очень много.

Учитывая все вышесказанное, не стоит удивляться тому, что условно некоторая шаровая опора от производителя Febi применяется на автомобили Mitsubishi Pajero и Hyundai Galloper. Более того, у нее может быть указан всего лишь один кросс. Это связано с тем, что производитель Hyundai не стал напрягаться составлением своих собственных артикулов, а использовал артикулы Mitsubishi. Mitsubishi встречается также и в программах Chrysler и GreetWall.

Компания Kia в своей оригинальной программе сначала использовала артикулы, совпадающие с номерами Mazda. А затем (после того, как перешла под контроль концерна Hyundai Motors), перешла к артикулам формата Hyundai.

Компании упаковщики

Бренды, торгующие авто запчастями, можно разделить на 2 категории: сами производители и упаковщики. С производителями все понятно. Но кроме них, есть еще поставщики, которые создают свои каталоги со своими артикулами и со своими упаковками деталей, но внутрь упаковки вкладывают те детали, которые им удалось максимально дешево найти у производителей деталей. Возможно, что вам удастся найти еще дешевле: фильтр у одного китайского бренда, колодки у другой корейской марки, третью деталь еще где-то... Но за вас уже все сделал этот бренд-упаковщик, который по сути является перекупщиком или посредником, но при этом он даёт совокупную минимальную цену. Минимальная цена может быть вызвана многими экономическими факторами: большими скидками, ликвидацией склада и другими.

Начну обзор с компаний максимального качества и далее по его уменьшению.

Первую категорию можно назвать смешанной. Это крупные производители деталей достойного качества. Но, учитывая их сложную структуру приема крупных заказов и переналадки конвейера, иногда им, ради небольшой партии заказа, проще приобрести детали у своего конкурента, такого же достойного производителя. Иными словами, производитель не может себе позволить снижение ассортимента своей продукции и заключает взаимное джентльменское соглашение с конкурентом. Например, в упаковке Boge может находиться амортизатор Sachs. А вместо диска сцепления Sachs в коробке будет находиться диск от компании Luk. В коробке Lemforder будет лежать сайлентблок Febi или рулевая тяга CTR. Тот же Febi может перепаковать к себе ролики Ina, SNR или Optimal. И это все является вполне нормальной ситуацией – не надо обвинять кого-то и говорить, что его обманывают, присылая не то, что он хотел.

Далее идут категории исключительно упаковщиков, не имеющих собственных производств.

К упаковщикам достойного качества можно отнести бренд Ruville, в коробках которого можно обнаружить, например, ролики таких поставщиков на конвейер, как Ina, SKF, FAG, Koyo.

К другим упаковщикам чуть менее достойным или скажем так, хорошего качества, можно отнести JapanParts, Nipparts.

Наиболее демократичным можно назвать упаковщика Topran. В качестве второго названия которого можно еще встретить HansPries. Но самое интересное в том, что его демократичность подчеркнута в артикуле – клиент уже на этапе выбора детали видит, какого примерно производителя он получит деталь. У него в каталоге однозначно определяющими артикул являются 6 символов. Но кроме них есть еще 3 символа, в зависимости от которых вы получите деталь того или иного качества, в том числе, в некоторых случаях это будет деталь, которой они присваивают "качество оригинала".

Возможно, кто-то помнит – в самом конце 20-го века, когда еще не было в России такого количества крупных оптовых складов, а также не было такого компьютеров и интернета, все российские магазины везли запчасти из Австрии или Финляндии. Там были склады Koivunen, Arwidson, Biltema и другие (они и сейчас существуют). Комплект бумажных каталогов каждого из таких производителей мог занимать несколько полок на стеллаже в магазине. Они не ленились и создавали свои каталоги по всевозможным группам товаров. При этом иногда в своих папках, используя целые бумажные каталоги производителей. А для заказа их артикула нужно было добавить (условно) цифры 50 перед артикулом рычага Lemforder.

Последняя группа складов не являются в прямом смысле перепаковщиками в свою упаковку. Они лишь составляют свой примитивный каталог со своими артикулами. Чаще всего ориентированы на рынок своей отдельно взятой страны. У нас в России таким хорошим примером является поставщик кузовнных деталей Форвард. Купленные у них крылья, бамперы, зеркала и прочие кузовные детали будут упакованы в основном китайскими, тайваньскими или прибалтийскими (так заявлено, но не факт, что именно в Прибалтике изготовлено) производителями. А рядом с артикулом производителя будет наклеена этикетка с номером по каталогу Форварда.

Косвенные выводы о качестве дешевого товара

Не хочу принижать конкретно какой-либо из брендов, но выводы каждый может делать сам.

Во-первых, сейчас очень много всевозможных сайтов с отзывами. Правда, среди отзывов много накруток, как негативных от конкурентов, так и положительных от продавцов товара.

Во-вторых, о качестве детали можно косвенно судить по следующим признакам. Увидели низкую цену – взгляните на происхождение. С большой вероятностью там (на сайте интернет-магазина в информации о производителе) будет указана (условно) Италия. А теперь попробуйте найти итальянский сайт этого производителя – его нет. Но зато вы наверняка найдете сайт с названием этого бренда и буквами CN после точки. Возможно, что там будет изложена богатая история с европейскими корнями и может быть даже будет указан адрес завода или склада в Германии. И просто, ради интереса, зайдите на GoogleMaps и посмотрите – что находится по этому адресу? Скорее всего, это будет какой-то частный домик на окраине немецкого городка. Я не хочу этим сказать, что вы точно получите плохого качества деталь. Может быть она прослужит и может быть даже долго. Но вот такими способами производитель пытается скрыть свое китайское происхождение. И лишь те интернет-магазины, которые дорожат своей репутацией, в своей информации честно заявят о происхождении этой продукции.

Материал подготовлен и представлен компанией bipmix.ru

Авто
5,66 млн интересуются