Общественный транспорт – лицо города, неотъемлемая часть. Однако его внешний вид должен не только вплетаться в архитектуру, но при этом и выделяться в потоке, чтобы человек на остановке видел – вот оно, избавление от стояния под дождем виднеется!
В СССР, стране, где научный подход был ко всему, занимались и этой проблемой. Если поначалу было не до жиру, и каждый завод красил свою продукцию, кто во что горазд, то, как только поставки наладились, а на конвейер встали новые модели, эту вольницу прикрыли. Все городские автобусы стали окрашивать в единый цвет – желтый. Вернее, от завода к заводу, от партии к партии оттенки гуляли, но если обобщить, то колер «охра» стал единственно официальным для всех городов Союза.
«Охра» была видна в любое время года и при любой погоде. Даже когда города утопали в весенней грязи, яркая крыша автобусов все равно выделялась в потоке машин, позволяя заранее сгруппироваться и настроиться на штурм. А что вы хотели?! Личных автомобилей было мало, и все, как мечтают власти Москвы, ездили в общественном транспорте. Вернее «втрамбовывались» в него. В любом случае «охра», прижилась на городских автобусах настолько, что даже когда венгры сменили поколение и начали к нам поставку Ikarus-260 и Ikarus-280, пришлось поголовно покрывать «охрой» и их.
Не согласны? Можете привести пример городского автобуса, который никогда не красили на заводе в «охру»? Расслабьтесь, я прекрасно помню про ЛАЗ-695. Да вот только... Откройте справочник НИИАТ 1970-х, 1980-х годов и увидите: как только с конвейера ушли «Елены», 695-й сразу превратился в пригородный автобус, а потом и вовсе в «автобус общего назначения». И неважно, что ЛАЗики постоянно можно было встретить на городских маршрутах – на безрыбье и рак рыба.
Кстати, как только производитель во Львове на конвейер попытался поставить действительно городской автобус ЛАЗ-4202, его моментально вернули в реальность. Новая модель, утратив присущую ЛАЗам «полосатость», пошла в города в «охре». Впрочем, как и все ее городские собратья – ПАЗ-672, ЛиАЗ-677, Ikarus-260 и Ikarus-280.
Даже опытные образцы городских моделей, которые создавались в то время, уже изначально окрашивали в «городской» цвет. Оно и правильно – можно было сразу оценить насколько «охра» к лицу новому дизайну и насколько сам автобус впишется в семью городских собратьев.
В настоящее время общего окраса для автобусов в стране не существует. Крупные города пытаются покрасить общественный транспорт в единый цвет, но каждый на свой лад. Кому-то это удается лучше, кому-то хуже. Но, приехав в другой город, вам в любом случае уже не удастся наметанным глазом выхватить из потока городской автобус…