Найти тему

18 событий, изменивших велосипедное колесо

Сегодня, в продолжение статьи 18 событий, изменивших современный велосипед, я расскажу о ключевых, на мой взгляд, датах в истории современного гоночного велосипедного колеса.

1. 1839 год. Шотландский кузнец с именем, которое прекрасно подошло бы сорту пива, Киркпатрик Макмиллан собирает прообраз современного велосипеда, в котором колёса приводятся в движение педальной тягой. Колёса сделаны из дерева и обиты металлическим ободом по образу кольца для деревянных бочек. Чуть позже эту конструкцию начнёт популяризировать шотландский изобретатель Томас Маккол.

Велосипед Макмиллана.
Велосипед Макмиллана.

2. 1866 год. Британский изобретатель Джеймс Старли изобретает пенни-фартинг: у колёс меняются втулки, используются запатентованные Бауэром в 1802 году спицы, «педали переезжают» на переднее колесо. Странное название пенни-фартинг происходит от названия двух британских монет, с которыми сравнивают большое и маленькое колесо: пенни — большая монета, фартинг — маленькая.

Велосипед конструкции пенни-фартинг
Велосипед конструкции пенни-фартинг

3. В 1868 году француз Клеман Адер получает первый патент на прорезиненные велосипедные шины, продолжив идею британца Роберта Уильяма Томпсона — создателя резиновой пневматической шины для автомобиля в 1845 году.

4. В этом же 1868 году англичанин Эдуард Альфред Каупер собирает первые прообраз современного колеса со спицами и шиной из резины.

5. 1874 год. Неугомонный Джеймс Старли патентует тангенциальный способ спицевания колёс. До этого в основном применялся радиальный способ, однако при нём крутящий момент, приложенный к втулке, сильно нагружает спицы, что увеличивает шанс их сломать.

Радиальное спицевание слева, тангенциальное — справа.
Радиальное спицевание слева, тангенциальное — справа.

6. 1876 год. Британские изобретатели Томас Броувет и Уильям Харрисон получают патент на ободные тормоза для велосипеда. На колесах под суппортные тормоза появляется «тормозная дорожка».

7. В 1879 году Генри Джон Лоусон, которого почему-то многие зовут Гарри Лоусон, патентует велосипед на цепной передаче. Педали пропадают с переднего колеса, а на заднем добавляется звезда.

Велосипед Лоусона на цепной передаче.
Велосипед Лоусона на цепной передаче.

8. 1887 год. Британский ветеринар Джон Бойд Данлоп, насмотревшись, как его сын отбивает пятую точку во время езды на трёхколёсном велосипеде по саду, надевает наполненный водой садовый шланг на колесо. Ездить становится приятнее, но медленнее — вода оказывается плохим наполнителем, поэтому приходится немного доработать идею, добавить ниппель, а воду заменить воздухом. Так появляется уже почти современная велосипедная пневматическая резиновая шина с трубкой.

Воздушная шина Данлопа образца 1888 года.
Воздушная шина Данлопа образца 1888 года.

9. 1895 год. Француз Жан Лобер (Jean Loubeyre, у меня сложно с французским, возможно читается по-другому) патентует переключатель скоростей, официально это даёт начало истории втулок под многоскоростные кассеты. Вообще с 1877 по 1906 в Лондоне подано около 750 патентов на велосипедные переключатели скоростей, однако большинство из них были не пригодны для массового рынка, поэтому люди предпочитали ездить на сингспидах.

Чертёж из французского патента # 245148 Лобера
Чертёж из французского патента # 245148 Лобера

10. 1900 год. Снова француз Эдуард Морен приобрел бизнес швейцарского инженера Склаверанда, изобретателя и производителя клапана высокого давления Presta, у которого диаметр клапана уменьшен с 8 до 6 мм. Сейчас правами на клапаны такого типа обладает французская компания Zéfal.

11. На Тур де Франс 1934 года компания Mavic использует технический допинг — алюминиевые пистонированные обода Dura. Инновация состоит в коробчатом профиле с отверстиями, образованными тонкими стальными трубками (пистонами), в которых располагались ниппеля. Такая конструкция позволила распределить усилие натяжения спицы сразу на две поверхности вместо одной, что обеспечило сильное натяжение спиц, низкий вес и высокую прочность всего колеса. На гонке такие обода были замаскированы под деревянные, поскольку нововведения были запрещены регламентом Международного Союза Велосипедистов (UCI).

Пистонированные обода
Пистонированные обода

12. 1975 год. Вышеупомянутая компания Mavic патентует обода Module E с двойным зацепом — отца современных кличерных колёс. До этого в гонках преимущественно используются трубчатые шины, прообразом которых были шины Данлопа.

Профиль Mavic Module E.
Профиль Mavic Module E.

13. В этом же 1975 году эта же компания Mavic выпускает первые анодированные обода. Раньше металлические поверхности обода были сильно подвержены коррозии, а теперь их защищает оксидная плёнка.

14. В 1984 году во время установки часового рекорда на треке, итальянец Франческо Мозер использует первое колесо-диск без спиц для улучшения аэродинамики. Подробнее о часовом рекорде можно прочитать в моём материале: Часовой рекорд на велотреке. Часть 1: 1873—2013.

Эксклюзивный велосипед Франческо Мозера в 1984 году.
Эксклюзивный велосипед Франческо Мозера в 1984 году.

15. 1994 год. Ребята из Fichtel & Sachs выпускают на массовый рынок первые дисковые тормоза для велосипедов. На маунтинбайках тормозной ротор «переезжает» на колесо. Через 24 года дисковые тормоза появятся и на профессиональных гоночных шоссейных велосипедах.

16. 2004 год. Американская компания Zipp начинает погоню за аэродинамикой и патентует технологию ABLC (AERODYNAMIC BOUNDARY LAYER CONTROL) — небольшие углубления на ободах, благодаря которым воздух «прилипает» к поверхности, тем самым уменьшая побочные аэродинамические эффекты вокруг колеса. Работает это приблизительно так же, как с мячиком для гольфа.

Углубления ABLC.
Углубления ABLC.

17. 2005 год. Та же компания Zipp представила первые полностью карбоновые тренировочные шоссейные колёса для команды CSC. В последствии команда будет носить название банка Тинькофф.

Карбоновые колёса Zipp 404.
Карбоновые колёса Zipp 404.

18. 2011 год и снова Zipp, на этот раз анонсирует выход колёс с технологией Firecrest. Обода высокого профиля получают тороидальный профиль для улучшения аэродинамических свойств.

Обычный профиль (слева) оставляет больший аэродинамический след, чем Firecrest (справа).
Обычный профиль (слева) оставляет больший аэродинамический след, чем Firecrest (справа).

Если вам кажется, что я не уделил внимание другим важным событиям — пишите в комментариях.

Если вам понравился материал или он просто был вам полезен, ставьте «Палец вверх» или подписывайтесь на этот канал.
Если вам нравится история велоспорта с точки зрения эволюции велосипеда, то прочтите мой предыдущий материал по этой теме: 18 событий, изменивших современный велосипед.