ГАЗ-А-Аэро
В 1934 году инженер Алексей Никитин построил на шасси «легковушки» ГАЗ-А автомобиль с форсированным мотором и обтекаемым кузовом собственной конструкции. Эта машина получила условное наименование ГАЗ-А-Аэро. В 1930-х годах об аэродинамике в автомобилестроении еще мало кто задумывался, однако концепция кузова ГАЗ-А-Аэро была разработана как раз с учетом снижения лобового сопротивления: отсюда и интегрированные в крылья фары, и закрытые задние колесные арки, и установленные с наклоном облицовка радиатора и ветровое стекло.
Испытания показали, что по сравнению с базовым «газиком» автомобиль Никитина стал на четверть экономичнее и мог развивать более высокую скорость. Но, являясь, по сути, самоделкой, он не оказал никакого влияния на дальнейший ход модернизации серийных автомобилей ГАЗ-А.
НАМИ-013
В течение 1951-1952 годов в московском институте НАМИ под авторским надзором руководителя лаборатории кузовов Ю.А. Долматовского был построен экспериментальный автомобиль, который по компоновочным решениям не имел прямых аналогов в мире. Он получил название НАМИ-013. Кузов этой 5-метровой машины был выполнен вагонным – без выступающего «носа» впереди, а силовой агрегат (форсированный двигатель от «Победы» и оригинальная автоматическая коробка передач) располагался сзади, под выступающим капотом.
Места водителя и переднего пассажира находились между арками передних колес, а всего в салоне было три ряда сидений. Багажник же предусмотрели в пространстве между спинкой заднего дивана и моторным отсеком (доступ к нему осуществлялся из салона). Испытания показали, что подобная компоновка нерациональна для автомобиля среднего класса и имеет много неустранимых недостатков. Единственный прототип после испытаний утилизировали.
ГАЗ-СГ1 «Победа-Спорт»
Эти спорткары были построены на базе серийной «Победы», от которой унаследовали лишь отдельные доработанные агрегаты и элементы кузова. Для улучшения аэродинамики и снижения веса кузов «Победы-Спорт» стал на 160 мм ниже и получил дюралюминиевые передний и хвостовой обтекатели.
Всего было собрано 5 автомобилей ГАЗ-СГ1, в том числе в варианте с открытым кузовом. Их конструкция постоянно дорабатывалась от сезона к сезону. На счету спортивных «Побед» – несколько всесоюзных рекордов скорости и подиумов в Чемпионатах СССР.
ЗИС-112
В 1951 году Валентин Ростков, отвечавший на МосЗИСе за облик легковых автомобилей, спроектировал спорткар на шасси лимузина ЗИС-110. Созданный специально линейных гонок, этот автомобиль получил наименование ЗИС-112. Внешне он выделялся весьма неординарным дизайном: автомобиль имел всего одну фару по центру передка, который был стилизован под авиационный турбореактивный двигатель.
Колпак крыши был съемным и устанавливался в зависимости от погоды. ЗИС-112 оснащался рядным 8-цилиндровым мотором мощностью 200 л.с.
«Белка»
«Белка» – очередное творение Ю.А. Долматовского. Этот прообраз нынешних микровэнов был разработан в 1955 году: без малого 3,5 метра в длину, 500 кг веса и 5 полноценных посадочных мест в салоне! Причем для посадки на первый ряд сидений необходимо было откинуть вперед всю переднюю часть кабины. На заднее же сиденье вела более привычная дверь в правой боковине.
Как и более ранний и более крупный автомобиль НАМИ-013, «Белка» имела вагонный кузов и заднемоторную компоновку. В движение ее приводил 700-кубовый мотоциклетный двигатель. Производить «Белку» планировали на Ирбитском мотоциклетном заводе, но соответствующее положительное решение так и не было принято.
Существовала и вторая версия «Белки», так называемая сельскохозяйственная модификация: она оснащалась упрощенным корытообразным кузовом с брезентовой крышей, не имевшим дверей. Характерной особенностью машины стало расположение запасного колеса прямо на передней панели кузова.
По агрегатной части сельская «Белка» не отличалась от «городской» модификации.
ВНИИТЭ ПТ
Третью попытку воплощения в жизнь автомобиля вагонной компоновки Ю.А. Долматовский предпринял в 1963 году. Работая уже во ВНИИТЭ (Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики), он представил проект «перспективного такси». Эта машина оснащалась 50-сильным «москвичевским» мотором, расположенным сзади поперечно, рядом с ведущими колесами.
Кузов был выполнен из стеклопластика. Единственная сдвижная дверь для доступа в изолированный от кабины пассажирский салон располагалась справа. Водитель же садился за руль через отдельную распашную дверь с левой стороны. Как и предыдущие экстраординарные проекты Долматовского, такси ВНИИТЭ ПТ не вышло из опытной стадии.
Спасибо за внимание! Не забываем ПОДПИСЫВАТЬСЯ на канал и СТАВИТЬ ЛАЙК!