История эволюции велосипеда в современном его виде насчитывает несколько веков. И начинается она с конкретного человека - Карла Дреза. Немецкий изобретатель появился на свет 29 апреля 1785-го.
В 1817-м Дрез запатентовал "машину для ходьбы". С современным велосипедом у изобретения не было практически ничего, кроме колес. Они были круглыми. И деревянными... Как и весь "дрезовский велосипед". Однако, даже так на нем удавалось достигать скорости в 20 километров в час. Патент не помог. Устройство стало настолько популярным. что его нелегально копировали и продавали по всей Европе. Иногда даже с фирменным логотипом изобретателя.
В копилке изобретений барона Карла Дреза помимо велосипеда, мясорубка и печатная машинка. А первым его изобретением была машинка, помогающие чертить пять параллельных и идеально ровных линий - нотный стал. Однако, умер он в абсолютной нищете.
Изобретатель появился в семье семье баденского надворного советника Карла Вильгельма Дреза и баронессы Эрнестины Кристины фон Кальтентал. После гимназии, в университете Гейдельберга обучался архитектуре, сельскому хозяйству и физике. Потом стал госслужащим - лесным инспектором в районе Оффенбург. Работал в частном лесном институте своего дяди, где часто бывал в столярной мастерской. Там-то он и вытачивал лясы.
Первый прототип Дрез представил в 1814-м в Венском конгрессе. Это был четырехколесный агрегат с голыми ободами колес. Толкать его было весьма тяжело, на что ему и указали критики. Чтобы изобретение двигалось быстрее, а ездок подвергался меньшей тряске, барон сделал агрегат двухколесным и добавил руль. И мышечной силы так тоже нужно было прикладывать меньше. Таким образом, у дрезовского велосипеда уже был рама, руль и два колеса. И все из дерева! Представляете, как чувствуется каждая кочка без амортизации. Шин не было.
Лошадь VS "машина для бега"
Сам Дрез прокатился на своем изобретении 12 июня 1817-го. И проехал на нем 7 километров Мангейма до Рейнау менее, чем за час. У конной почты на это уходило около 4 часов. "Машина для бега" - так изобретение прозвали современники - получила небывалую популярность из-за природного катаклизма. Летом 1816-го снег погубил урожай. Людям пришлось вырезать домашний скот, потому что было нечем кормить. Лошадей тоже. Поэтому местным жителям пришлось массово слезть с лошади и попробовать деревянный аналог, который ко всему еще и был весьма недорог. Лошадь стоила 1900 фунтов, а изобретение Дреза - всего 20. Немцы окрестили этот механический самокат «дрезиной».
Велосипедная лихорадка
Дрез продолжал подниматься по карьерной лестнице. В 1810-м он был назначен на пост лесничего Бадена, а его отец стал верховным судьей. Однако сумасбродства молодого изобретателя ценили не все. Как только магкраф увидел своего лесничего на странном деревянном аппарате, отталкивающегося ногами от земли, он тут же его разжаловал. Но позже сменил гнев на милость. Но лишь потому, что его 10-летний сын был весьма впечатлен велосипедом и уговорил отца наградить изобретателя. Дрезу выдали небольшую премию и назначали ежемесячное жалование. Началась эра велосипедизации. Двухколесное устройство сначала завоевало соседнюю Францию, потом Англию и даже появилось в Америке. Патент Дреза от 1818 года постоянно нарушался, но изобретатель не спешил судиться с незаконными популяризаторами его творения, а наоборот отправился за океан - в Бразилию и США.
Палка о двух колесах
Шины еще не изобрели, а тротуар был куда более гладким, чем проезжая часть, потому многие любители "дрезины" предпочитали кататься среди прохожих. Разумеется, без инцидентов не обходилось. Пешеходы, желая избежать подобного соседства, сами часто выходили на дорогу. Из-за повозок, запряженных лошадьми, она была весьма опасной. Но что с этим мог поделать Дрез? А вот американская полиция очень старалась снизить травмоопасность на дорогах. И одно время в США даже запрещали велосипеды.
Дрез же продолжал путешествовать по миру. В 1827-м, спустя пять лет странствий в роли изобретателя-коммивояжера, вернулся в родной город мангейм из-за тяжелой болезни отца. Последнее, что увидел родитель, было новое изобретение Дреза-младшего - пишущая машинка на 16 клавиш, которая в последующем стала прародительницей алфавита Морзе. Тогда машинка не получила популярности. Карл Дрез же после смерти отца окончательно обнищал. По большей части из-за того, что враги высокопоставленного отца решили отыграться именно на нем. Человека, живущего в мире усовершенствования, терзали судебными тяжбами об имуществе. Через 7 лет Дреза разбил инсульт. После перенесенного удара изобретатель собрал необходимые инструменты и ушел жить в хижину в лесу. Там он модернизировал свой деревянный велосипед, поставил его на железные рельсы. Так слово "дрезина" получило новое значение и навсегда осталось в истории, обессмертив имя создателя. Чего не скажешь о мясорубке, которую тоже придумал Дрез. До изобретения простого механического дрезовского устройства мясо разрубали вот такими полукруглыми ножами.
Так бы и жил великий инженер-аскет в лесу наедине со своими идеями, если бы не революция 1849-го. С одной стороны Дрез поддерживал революционеров, ведь это был единственный способ поквитаться с врагами отца, с другой - революция была подавлена практически сразу после того, как барон отрекся от дворянского звания и решил называться "гражданином Карлом Дрезом". Дреза быстро записали в ряды сумасшедших, отобрали имущество и лишили стипендии. Далее о его судьбе мало что известно достоверно. Одни источники сообщают, что он работал странствующим циркачом, другие - что был землемером на фазенде. Умер Карл Дрез в абсолютной нищете в городе Краслруэ 10 декабря 1851 года. А его изобретение велосипед начало жить своей собственной жизнью.
Кузнец, "подковавший" велосипед
К современному виду велосипед приблизил шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан. Деревянный велосипед приходилось натирать салом, чтобы уберечь от стирания деталей. В 1839 году в маленькой деревушке на юге Шотландии Макмиллан добавил велосипеду педали и седло. Педали были соединены с задними колесами с помощью шатунов, то есть их нужно было не крутить, как современные, а толкать туда-обратно.
Несмотря на то, что велосипед стал очень похож на современный, изобретение не было востребовано. Зато сохранилось фото самого кузнеца и его детища.
Примерно в это же время другой мастер из Франции - Пьер Лалман, который занимался в основном изготовлением детских колясок, сделал велосипед с крутящимися педалями, правда, связаны они были с передним колесом. Молодой изобретатель показал свое творение в Париже в 1863-м. К слову, он ничего не знал о работе Макмиллана. Образцом заинтересовались промышленники братья Оливье. Через год плодотворной работы вместе с каретным инженером Пьером Мишо, они запустили велосипед в массы. Кстати, металлической рамой мы обязаны именно Мишо. Некоторые источники уверяют, что и само название "велосипед" принадлежит ему. Так или иначе Лалман в 1886-м в США запатентовал свое изобретение.
Мишо же пошел дальше и создал трехколесный велосипед, но отнюдь не для детей. Его оседлали дамы, которым не хотелось менять пышные юбки на шаровары. А знали ли вы, что лишь в 2013-м женщинам Саудовской Аравии разрешили кататься на велосипеде?
"Пеннифартинги" и другие причуды
Модернизация велосипеда стала своего рода народным занятием. Так в 70 годы XIX века физики вычислили, что большое переднее колесо делает велосипед более устойчивым. Так появились "пеннифартинги" - велосипеды с огромным передним колесом. Название - от двух монет, чьи диаметры весьма несоразмерны. Пенни был в несколько раз больше фартинга. На практике же оказалось, что смещенный центр тяжести сыграл злую шутку с игроками. Тормозя, они летели кубарем через руль. Однако, велосипед пользовался популярностью, и на нем нередко устраивали гонки.
Проблему с торможением решила велосипедная цепь. С ее помощью педали отделили от ведущего колеса. Свои технические новшества продолжали вносить в конструкцию изобретатели со всего света. Так в 1867-м некий Каупер предложил колесо со спицами. А в 1878-м изобретатель Лоусон - цепную передачу.
"Скиталец" мира вело
Первый "безопасный велосипед" с одинаковыми колесами, целью как у современных впервые презентовал в Англии изобретатель Джон Кемп Старли. Массовый выпуск Rover (что переводится как «Скиталец») начали с 1885-го. Фирма с одноименным названием в итоге стала огромным автоконцерном, и закончила свое существование лишь в 2005-м.
Такой велосипед иногда называли "Безопасным скитальцем" (Safety Rover). В России велосипеды с одинаковыми колесами имениловали "бисиклетами". С этого момента велосипед начал обрастать аксессуарами: педальными тормозами, фарами, катафотами... Но самая значимая модернизация произошла спустя буквально несколько лет.
Шинная велореволюция
По-настоящему массовым и вездеходным видом транспорта велосипед стал лишь после того, как шотландский ветеринар Джон Бойд Данлоп в 1888-м додумался использовать на ободах велосипеда пневмо шины из каучука. Он поместил надувную трубку в твердую резиновую покрышку и разместил ее вокруг колеса. Только после этого велосипед избавился от обидного прозвища "костотряс", а 1890-е стали золотым временем для велосипедов. Дамы сели за руль.
Настала эра велосоревнований. Они проходили на городских дорогах. Соревновались не только между собой, но и с автомобилями. Стоит ли говорить, что возросло количество аварий с велосипедистами, из-за чего в общем-то и появились правила движения для владельцев велосипедов и ПДД. В это же время зародилось велодвижение. Несмотря на популярность двухколесного транспорта, все его детали, которые уже давно делались не из дерева, а металла, подвергались коррозии. После каждой поездки велосипед приходилось чистить, смазывать и промывать керосином.
Велосипедами заинтересовались военные. Так в 1878 году появился складной велосипед. И он до сих пор используется в пехотных полках. В 1890-х велосипеды начали делать из легкого алюминия.
В начале 1900-х прошла первая гонка Тур де Франс. Также в начале XX века появился и первый лигерад (или рекамбилет) - "лежачий велосипед". Его изобрел американец Браун. Лигерад развивает большую скоростью из-за своей обтекаемости по сравнению с обычным велосипедом, но при этом лишен его маневренности. В 1914-м фирма "Пежо" начала массовый выпуск лигерадов. И у них определенно было бы большое будущее, если бы не Первая мировая война. Шайбы и подпишники, которые Pegeout выпускала для велосипедов использовали при строительстве автомобилей и самолетов. С велобизнеса начинали не только французы, но и такие современные автогиганты как Skoda и Opel. Однако, после 1905-го интерес к велосипедам начал угасать, а к 40-м расклад необратимо поменялся. Американцы перешли на автомобили как раз этих фирм, а велосипед стали воспринимать исключительно как детскую забаву.
Популярность вернулась к велосипедам в 60-е в основном из-за пропаганды здорового образа жизни. Сегодня по праву самой "велосипедной нацией" называют жителей Китая. В стране восходящего солнца более 500 миллионов велосипедистов.
А вы часто катаетесь на велосипеде? Воспринимаете его как транспорт и альтернативу автомобилю?