Хочется поговорить о качестве производства данных мотоциклов в советский период. Хоть оба мотоцикла были наследниками немецкого мотопрома, но разное назначение оставляло свои отпечатки на качестве. Поговорим про Ижи.
Сначала рассмотрим Ижи. Эти мотоциклы предназначались сугубо для гражданской эксплуатации и в службе в армии принимали минимальное участие. Качество сборки в период от 60х-начала 80х было весьма высоко. Это видно во всем. Во первый качество обработки картеров и поршней, на приемлемом уровне, во вторых наукоемкость конструкции и внешний вид, всему уделялось внимание. Даже развитию и прогрессу. Хоть концептуально конструкция и осталась практически без изменений. Например цилиндры всегда были чугунными с алюминиевой рубашкой охлаждения, это улучшало охлаждение, но усложняло производство. Стоит обратить внимание на то, что переход между цилиндром и рубашкой в районе окна был ровным и не имел ступеньку.
Даже хваленая Ява и Урал долгое время делали полностью чугунные. Применение телескопической вилки пришло на смену параллелограммной, это улучшало управление. Развитие бортовой системы электропитания- переход с 6-ти Вольт на 12В. Огромный вклад в развитие внесло применение мотоциклов Иж в различных кроссах, там опробовали различные решения и методы изготовления разных узлов и агрегатов. Например мотоцикл Иж-500, который так и не пошел в серию.
Коленвалы делали с учетом бедной смазки и вплоть до 4-ого поколения они были ресурснее.
А венчает это все Иж- Планета Спорт. Ее уважали даже за границей. Так же Иж освоил производство двигателей с водяным охлаждением, такого нет до сих пор на Урале. И все мотоциклы отличались прекрасным дизайном и внешнем видом. Для примера это наличие бардачков, в одном из них стоит аккумулятор.
Теперь поговорим про мотоцикл Урал. Его назначение было служить в армии, если им даже владел гражданский хозяин, то все-равно надо было его ставить на учет в военкомате. Если он армейский то и назначение и подход кко всему у него военный. Он должен решать задачу и каким образом не важно. Производство было массовым сотни тысяч мотоциклов в год, над качеством мало кто думал, на месте допилят. Конструкция Урала была сложнее, ведь это уже 4х тактный двигатель, а значит у него целая система ГРМ, да еще раздельная система смазки. В любом узле на Урале были свои нюансы и трудности. Например головки цилиндров. Соосность отверстий под седла и направляющие клапанов только снятся, качество отливок невысокое, зазор в направляющих всегда разный и непредсказуемый, коромысла надо регулировать, клапан зажат так, что он изнашивается, так как нет возможности поворачиваться клапану в момент работы.
Далее картер. У него огромное количество вариантов подбора групп шестерен ГРМ, это связано с тем, что отлить два одинаковых ровных картера не могли и надо подбирать там по микронам. Коленвалы, кстати не проблемные. Поршни и кольца тоже норм. Внешний вид мотоцикла вообще никакой, хотя о вкусах не спорят. Нет даже бардачка для аккумулятора, только бак один и все. Все торчит, все видно, ничего не прикрыто.
Мотоцикл дорабатывался медленно, ведь военное ведомство не хотело вкладывать деньги и так же работает и едет. Основное развитие стало происходить в 200х годах, да и то когда появился иностранный спрос. Завод стал делать клиентооринтированные мотоциклы. Какую то долю идей почерпнули на мотоциклах Днепр.
Так как спортбайки делать не получится вернулись к классическим мотикам с обилием хрома. Двигатель сделали 750 кубиков и 45 лошадей, но коробка передач осталась прежней, со всеми вытекающими. Нужна 5ая передача и синхронизаторы или хотя бы полуавтомат выжима. Качество изделий подросло, потому что это штучное производство, а не массовое. Стали ставить инжектор и дисковые тормоза. Мотоцикл продают по всему миру, но больше как эксклюзив и жемчужину коллекции.
Если подвести итог- то Иж мертв, его правительство наше убило и похоронило. А Урал, благодаря воли и усилиям директора компании жив и развивается, пускай не для своей страны, но его загнали в этот угол и он пытается выжить.
Может и Иж оживет.
Поддержим Российского производителя!!!