19 апреля 1970 года с конвейера Волжского автомобильного завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули»
ВАЗ-2101 - это больше, чем просто машина, это легендарный "народный" автомобиль, давший возможность простым людям в СССР почувствовать свободу передвижения на новом уровне комфорта.
16 августа 1966 года в Москве было подписано генеральное соглашение между итальянской компанией Fiat и советским Внешторгом о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей, в его рамках был утвержден проект строительства автозавода на территории СССР.
Многие считают, что ВАЗ-2101- это полная копия Fiat 124, признанная в 1967 году европейским «Автомобилем года», но это не так...
Первые образцы Fiat 124, полученный из Италии в 1966 году, начали сыпаться на дорогах Дмитровского полигона.
В результате испытаний, при езде по булыжникам не выдержал кузов, появлялись трещины в местах соединения крыши и стоек, износились резиновые изделия передней подвески. Из-за песка, которым посыпали зимой дорогу, тормозные колодки задних дисковых тормозов изнашивались очень быстро, дорожный просвет был недостаточным для наших дорог.
Испытания "итальянца", показали, что автомобиль требует доработки к нашим условиям.
Главное разногласие между советскими инженерами и представителями Fiat, коснулось расположения распределительного вала. В двигателе Fiat 124 распредвал располагался в блоке цилиндров, в то время советские специалисты, уже испытали первые образцы двигателей "412" для "Москвич" с верхним распределительным валом, которые продемонстрировали отличный результат.
Этим как раз и объяснялось категорическое нежелание отечественных инженеров устанавливать двигатель с устаревший конструкцией.
Кстати, принятая в итоге конструкция с верхним распределительным валом давала хорошую динамику, но имела конструктивные просчёты, ресурс "распредвала" истекал к 70-80 тысячам километров, при этом на "Москвичах" распредвалы служили столько же, сколько и сам двигатель. Со временем Автоваз внёс изменения в технологию изготовления и обработки деталей, благодаря которым в начале 1980-х годов ресурс распредвала стал равен официальному моторесурсу всего двигателя в 125 тысяч километров.
В итоге итальянские и советские специалисты за четыре года совместной работы, внесли около 800 изменений в конструкцию Fiat 124, в итоге которого получился серийный ВАЗ-2101.
Жигули получил более усовершенствованный мотор, усиленный кузов, задние барабанные тормоза, усиленную подвеску с увеличенным дорожный просвет, усовершенствован карданный вал, доработано сцепление и механическая коробка передач.
Благодаря этим доработкам, автомобиль адаптировался к нашим дорогам и климатическим условиям.
Два главных отличия между ВАЗ и Fiat - это конструкция двигателя и замена дисковых задних тормозов на барабанные.
ВАЗ-2101 был более комфортным для водителя и пассажиров, чем «Москвич». Более доступным по цене, чем «Волга» и намного вместительным, чем герой анекдотов «Запорожец».
В августе 1970 года, когда началось серийное производство ВАЗ-2101, изготовление всех деталей в СССР еще не было налажено, поэтому автомобили первых лет выпуска укомплектовались деталями иностранного производства.
Отличительная внешняя особенность первых экземпляров ВАЗ-2101, это круглое зеркало, расположенное на крыле и «полумесяцы» между решеткой радиатора и ободками фар.
С 1970 по 1971 года первые модели ВАЗ-2101, оснащались более угловатыми "клыками" бамперов производства Fiat, а также итальянским стартером, генератором, рулевым редуктором и домкратом.
В тот же период, автомобили укомплектовывались напольной педалью газа, фонарём подсветки заднего номера, задними катафотами и накладкой руля производства итальянской фирмы Stars. Из Италии в СССР, также поступали фары Carello, стеклоочистители Magnetti Marelli, карбюратор Weber. Со временем количество иностранных комплектующих заметно снизилось, в основном их использовали для экспортных Жигулей.
Оставаясь в одном классе, две отечественные модели "Жигули" и "Москвич" не составляли друг другу конкуренции, машина из Тольятти была комфортабельнее и быстроходнее, а из Москвы и Ижевска - более выносливой и неприхотливой.
Автоваз опередил Tesla ещё в 1980-1981 годах, выпуском опытно-промышленной партии электроавтомобилей с обозначением 2801.
Электромобиль, на базе серийного универсала ВАЗ-2102, представлял собой закрытый двухдверный фургон с гофрированными филенками вместо задних окон. Мощность электродвигателя составляла 25 кВт, который питался от никель-цинковых аккумуляторных батарей ёмкостью 125 А·ч общим весом 380 кг, установленных на дополнительную алюминиевую раму.
Запас хода ВАЗ-2801, составлял вполне приличные даже по современным меркам 130 км, при этом фургон грузоподъемностью 320 кг мог развивать максимальную скорость 87 км/ч, потом проект посчитали бесперспективным и свернули.
ВАЗ-2101- стал основателем, так называемого «классического» семейства ВАЗ, которое находилось на конвейере до 2012 года.
ВАЗ-2101, усовершенствованный советскими инженерами Fiat-124, с двигателем 1,2 литра продержался на конвейере 13 лет, с 1970 до 1983 года.
ВАЗ-21011, как бы сейчас написали, рестайлинговая версия ВАЗ-2101, производилась паралельно с 1974 году и просуществовала до 1983 года.
Усовершенствованная версия получила более мощный 69-сильный двигатель рабочим объёмом 1,3 литра. Внешне, отличалась решёткой радиатора с более частыми вертикальными прутьями, в нижней части панели передка появились четыре дополнительных прорези, для лучшего воздухопритока к радиатору системы охлаждения, в последствии появились на ВАЗ-2101 более поздних выпусков.
Бамперы лишились «клыков», а в замен получили по периметру резиновые накладки. На задних стойках кузова расположились отверстия вентиляции салона, которые прикрывали оригинальными решётками.
В задней части автомобиля, отражатели переместились на ставшие плоскими задние фонари, появился фонарь заднего хода, в ВАЗ-2101 он был под бампером и устанавливался только с 1976 года.
Салон получил более удобные по форме передние сиденья и несколько изменённые органы управления. Гофрированные серебристые вставки на приборной панели уступили место вставкам «под дерево», спидометр получил чёрную подложку вместо белой, а руль лишился хромированного кольца и получил надпись «ВАЗ».
ВАЗ-21013, модель стала на конвейер в 1977 году, главное отличие от ВАЗ-21011, это двигатель меньшей мощности, с рабочим объёмом 1,2 литра от ВАЗ-2101, данная модификации "копейки" продержалась дольше всех, вплоть до 1988 года.
В 2000 году по итогам всероссийского опроса, проведённого журналом "За Рулем" ВАЗ-2101 был признан российским автомобилем ХХ века.
"Копейки" имели популярность за рубежом и экспортировались в Египет, Вьетнам, ФРГ, Норвегию, Финляндию, Бельгию, Голландию, и даже в Великобританию с правым рулем. Экспортные успехи наших машин в одно время заставили понервничать итальянцев, в Европе «Жигули» стали конкурировать с FIAТ.
За все время производства с 1970 по 1988 год Автоваз выпустил 4,85 миллиона экземпляров модели 2101 всех модификаций, полностью заслужив название «народного автомобиля».
Ниже кратко, для сравнения, как изменялся автомобиль Fiat-124, ВАЗ-2101, ВАЗ-21011
Даже спустя 50 лет, после начала производства, эта модель у населения, воспринимается с уважением и ностальгией.