Найти в Дзене
АвтоСорокА

Копейке-50 лет! Полная история создания

Оглавление

19 апреля 1970 года с конвейера Волжского автомобильного завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули»

ВАЗ-2101 - это больше, чем просто машина, это легендарный "народный" автомобиль, давший возможность простым людям в СССР почувствовать свободу передвижения на новом уровне комфорта.
ВАЗ-2101 до 1975 года выпуска, отличительная особенность, зеркало на крыле
ВАЗ-2101 до 1975 года выпуска, отличительная особенность, зеркало на крыле

16 августа 1966 года в Москве было подписано генеральное соглашение между итальянской компанией Fiat и советским Внешторгом о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей, в его рамках был утвержден проект строительства автозавода на территории СССР.

Многие считают, что ВАЗ-2101- это полная копия Fiat 124, признанная в 1967 году европейским «Автомобилем года», но это не так...

Первые образцы Fiat 124, полученный из Италии в 1966 году, начали сыпаться на дорогах Дмитровского полигона.

В результате испытаний, при езде по булыжникам не выдержал кузов, появлялись трещины в местах соединения крыши и стоек, износились резиновые изделия передней подвески. Из-за песка, которым посыпали зимой дорогу, тормозные колодки задних дисковых тормозов изнашивались очень быстро, дорожный просвет был недостаточным для наших дорог.

Испытания "итальянца", показали, что автомобиль требует доработки к нашим условиям.

Главное разногласие между советскими инженерами и представителями Fiat, коснулось расположения распределительного вала. В двигателе Fiat 124 распредвал располагался в блоке цилиндров, в то время советские специалисты, уже испытали первые образцы двигателей "412" для "Москвич" с верхним распределительным валом, которые продемонстрировали отличный результат.

Этим как раз и объяснялось категорическое нежелание отечественных инженеров устанавливать двигатель с устаревший конструкцией.

Кстати, принятая в итоге конструкция с верхним распределительным валом давала хорошую динамику, но имела конструктивные просчёты, ресурс "распредвала" истекал к 70-80 тысячам километров, при этом на "Москвичах" распредвалы служили столько же, сколько и сам двигатель. Со временем Автоваз внёс изменения в технологию изготовления и обработки деталей, благодаря которым в начале 1980-х годов ресурс распредвала стал равен официальному моторесурсу всего двигателя в 125 тысяч километров.

Первые ВАЗ-2101 на конвейере
Первые ВАЗ-2101 на конвейере

В итоге итальянские и советские специалисты за четыре года совместной работы, внесли около 800 изменений в конструкцию Fiat 124, в итоге которого получился серийный ВАЗ-2101.

Жигули получил более усовершенствованный мотор, усиленный кузов, задние барабанные тормоза, усиленную подвеску с увеличенным дорожный просвет, усовершенствован карданный вал, доработано сцепление и механическая коробка передач.

Благодаря этим доработкам, автомобиль адаптировался к нашим дорогам и климатическим условиям.

Тесты первых экземпляров ВАЗ-2101, но номерах надпись "ПРОБА"
Тесты первых экземпляров ВАЗ-2101, но номерах надпись "ПРОБА"

Два главных отличия между ВАЗ и Fiat - это конструкция двигателя и замена дисковых задних тормозов на барабанные.

ВАЗ-2101 был более комфортным для водителя и пассажиров, чем «Москвич». Более доступным по цене, чем «Волга» и намного вместительным, чем герой анекдотов «Запорожец».

В августе 1970 года, когда началось серийное производство ВАЗ-2101, изготовление всех деталей в СССР еще не было налажено, поэтому автомобили первых лет выпуска укомплектовались деталями иностранного производства.

Отличительная внешняя особенность первых экземпляров ВАЗ-2101, это круглое зеркало, расположенное на крыле и «полумесяцы» между решеткой радиатора и ободками фар.

С 1970 по 1971 года первые модели ВАЗ-2101, оснащались более угловатыми "клыками" бамперов производства Fiat, а также итальянским стартером, генератором, рулевым редуктором и домкратом.

Первые экземпляры ВАЗ-2101, выдаёт отсутствие фонаря заднего хода, задние катафоты отдельно от основных угловатых фонарей
Первые экземпляры ВАЗ-2101, выдаёт отсутствие фонаря заднего хода, задние катафоты отдельно от основных угловатых фонарей

В тот же период, автомобили укомплектовывались напольной педалью газа, фонарём подсветки заднего номера, задними катафотами и накладкой руля производства итальянской фирмы Stars. Из Италии в СССР, также поступали фары Carello, стеклоочистители Magnetti Marelli, карбюратор Weber. Со временем количество иностранных комплектующих заметно снизилось, в основном их использовали для экспортных Жигулей.

Оставаясь в одном классе, две отечественные модели "Жигули" и "Москвич" не составляли друг другу конкуренции, машина из Тольятти была комфортабельнее и быстроходнее, а из Москвы и Ижевска - более выносливой и неприхотливой.

Автоваз опередил Tesla ещё в 1980-1981 годах, выпуском опытно-промышленной партии электроавтомобилей с обозначением 2801.

Электромобиль, на базе серийного универсала ВАЗ-2102, представлял собой закрытый двухдверный фургон с гофрированными филенками вместо задних окон. Мощность электродвигателя составляла 25 кВт, который питался от никель-цинковых аккумуляторных батарей ёмкостью 125 А·ч общим весом 380 кг, установленных на дополнительную алюминиевую раму.

Запас хода ВАЗ-2801, составлял вполне приличные даже по современным меркам 130 км, при этом фургон грузоподъемностью 320 кг мог развивать максимальную скорость 87 км/ч, потом проект посчитали бесперспективным и свернули.

ВАЗ-2101- стал основателем, так называемого «классического» семейства ВАЗ, которое находилось на конвейере до 2012 года.

ВАЗ-2101, усовершенствованный советскими инженерами Fiat-124, с двигателем 1,2 литра продержался на конвейере 13 лет, с 1970 до 1983 года.

ВАЗ-21011, как бы сейчас написали, рестайлинговая версия ВАЗ-2101, производилась паралельно с 1974 году и просуществовала до 1983 года.

ВАЗ-21011, выделяется  появившимися вентиляционными отверстиями под решёткой радиатора, отсутствием клыков, плоскими поворотами, ладья стала прямоугольной
ВАЗ-21011, выделяется появившимися вентиляционными отверстиями под решёткой радиатора, отсутствием клыков, плоскими поворотами, ладья стала прямоугольной

Усовершенствованная версия получила более мощный 69-сильный двигатель рабочим объёмом 1,3 литра. Внешне, отличалась решёткой радиатора с более частыми вертикальными прутьями, в нижней части панели передка появились четыре дополнительных прорези, для лучшего воздухопритока к радиатору системы охлаждения, в последствии появились на ВАЗ-2101 более поздних выпусков.

Бамперы лишились «клыков», а в замен получили по периметру резиновые накладки. На задних стойках кузова расположились отверстия вентиляции салона, которые прикрывали оригинальными решётками.

ВАЗ-21011, выделяется  появившимися вентиляционными отверстиями под решёткой радиатора, отсутствием клыков, плоскими поворотами, ладья стала прямоугольной
ВАЗ-21011, выделяется появившимися вентиляционными отверстиями под решёткой радиатора, отсутствием клыков, плоскими поворотами, ладья стала прямоугольной

В задней части автомобиля, отражатели переместились на ставшие плоскими задние фонари, появился фонарь заднего хода, в ВАЗ-2101 он был под бампером и устанавливался только с 1976 года.

ВАЗ-21011, выделяется  катафотами переместившихся на плоские задние фонари, фонарь заднего хода переместился из под бампера
ВАЗ-21011, выделяется катафотами переместившихся на плоские задние фонари, фонарь заднего хода переместился из под бампера

Салон получил более удобные по форме передние сиденья и несколько изменённые органы управления. Гофрированные серебристые вставки на приборной панели уступили место вставкам «под дерево», спидометр получил чёрную подложку вместо белой, а руль лишился хромированного кольца и получил надпись «ВАЗ».

Салон ВАЗ-21011, вставки на приборной панели «под дерево», спидометр получил чёрную подложку, руль лишился хромированного кольца и получил надпись «ВАЗ».
Салон ВАЗ-21011, вставки на приборной панели «под дерево», спидометр получил чёрную подложку, руль лишился хромированного кольца и получил надпись «ВАЗ».

ВАЗ-21013, модель стала на конвейер в 1977 году, главное отличие от ВАЗ-21011, это двигатель меньшей мощности, с рабочим объёмом 1,2 литра от ВАЗ-2101, данная модификации "копейки" продержалась дольше всех, вплоть до 1988 года.

В 2000 году по итогам всероссийского опроса, проведённого журналом "За Рулем" ВАЗ-2101 был признан российским автомобилем ХХ века.

"Копейки" имели популярность за рубежом и экспортировались в Египет, Вьетнам, ФРГ, Норвегию, Финляндию, Бельгию, Голландию, и даже в Великобританию с правым рулем. Экспортные успехи наших машин в одно время заставили понервничать итальянцев, в Европе «Жигули» стали конкурировать с FIAТ.

Экспортная ВАЗ-21013
Экспортная ВАЗ-21013

За все время производства с 1970 по 1988 год Автоваз выпустил 4,85 миллиона экземпляров модели 2101 всех модификаций, полностью заслужив название «народного автомобиля».

Ниже кратко, для сравнения, как изменялся автомобиль Fiat-124, ВАЗ-2101, ВАЗ-21011

Даже спустя 50 лет, после начала производства, эта модель у населения, воспринимается с уважением и ностальгией.

Подписывайтесь на канал АвтоСорокА - всё об автомобилях, водителях и всем, что с этим связано.

Критику оставляйте в комментариях, пишите о чём хотели бы почитать.

Рекомендуем, статья об Указе Президента о продлении действия водительских удостоверений "Автоматическое продление "прав"до 15 июля"

#будьтедома

Авто
5,66 млн интересуются