Работая над предыдущим постом, я нашел интересную информацию о росте некоторых видных большевиков. Так, в частности рост Михаила Калинина и Николая Бухарина составлял 155 см, Климента Ворошилова – 157 см, Владимира Ленина - 164 см, Льва Троцкого – 168 см, Иосифа Сталина - 170 см.
Эти данные, разумеется, являются приблизительными, так как до революции в России рост измеряли в вершках, что при пересчете в сантиметры, давало лишь приблизительный результат. И вообще, алгоритм измерения роста взрослого человека до внедрения в СССР метрической системы мер (1927 год) был специфичен.
Говоря о росте человека, к примеру, в 12 вершков (1 вершок = 4,45 см), по факту означало, что эти самые 12 вершков были всего лишь прибавкой к двум аршинам (1 аршин = 71,12 см), по умолчанию присутствовавшим в этой формуле в виде константы. Таким образом, окончательный расчет роста в 12 вершков выглядел следующим образом: (71,12 см х 2) + (4,45 см х 12) = 196 см. Человек с таким ростом и сегодня считается гигантом, чего уж говорить о тургеневском Герасиме из «Муму», который, как писал классик «…был мужчиной богатырского сложения, двенадцати вершков роста».
Таким образом, считая от обратного, рост товарища Сталина получался шести вершков, а Ульянова-Ленина, и вовсе, пяти. Вспоминая русскую поговорку «от горшка два вершка», получается даже как-то уничижительно для Вождей революции. Но, с генетикой не поспоришь. А меж тем, рост Ленина был вполне себе средним ростом русского мужчины того времени, уже не говоря о почти гиганте Сталине.
Исследования известного советского - российского историка Бориса Николаевича Миронова показали, что в конце XIX начале XX века, средний рост мужского населения России составлял 164,7 см, являясь срединным показателем среди различных народов мира. Русские были на несколько миллиметров выше поляков, итальянцев, испанцев, португальцев, венгров и французов, всем же остальным европейцам и народам других развитых стран, за исключением японцев, они уступали. Наиболее высоким ростом отличались представители северноевропейских народов, а так же канадцы и американцы, бывшие выше русских на 6-7 см.
Интересно, что такой показатель, как рост человека имеет не столько биологическую, сколько социальную и даже социально-политическую природу.
Средний рост людей до момента достижения полной физической зрелости (20-25 лет) зависит от качества их жизни в предшествующие годы, то есть от питания, перенесенных болезней, интенсивности и условий работы, уровня медобслуживания, климата и других факторов среды. При этом генетика, расовые и этнические различия при измерении показателей больших масс людей теряют свое значение.
С биологической точки зрения, человек до достижения полной физической зрелости (после чего рост прекращается) превращает потребляемые продукты в энергию, в свою очередь, расходуемую на поддержание жизнедеятельности организма: работу, учебу, спорт, борьбу с инфекциями. Таким образом, формула роста человека выглядит как разница между потребленной энергией от питания и энергией, израсходованной на все свои потребности.
Рост отражает историю чистого потребления, а следовательно, высокие люди в массе своей лучше питались, имели лучшие социальные условия, меньше болели, чем люди с низким ростом. Например, в XVIII – XIX вв. по среднему росту, представители отдельных сословий ранжировались так: дворяне, купечество, белое духовенство, мещане, крестьяне. Это говорит о том, что дворяне в массе жили в наиболее благоприятных социальных условиях, нежели другие сословия, уже не говоря о крестьянах.
Ростовая акселерация населения Советской России, начавшаяся практически сразу после Революции и Гражданской войны, доказанная на цифрах, является важным аргументом в пользу изменения в 1917 году государственного строя. Люди стали лучше питаться, улучшились социальные условия жизни, выросло качество медобслуживания и далее по списку.