Сегодня мы поговорим о механической коробке передач. Что это за коробка и для чего она нужна? Отличить механику от автомата легко - по наличию третьей педали в машине (педали сцепления). Такая коробка обозначается как МКПП - механическая коробка переключения передач.
Коробка передач - это основное промежуточное звено между двигателем и колесами. Мы уже знаем, что двигатель запущен, и имеет в себе вращательную энергию. Работает на холостых оборотах и хочет отдать свою энергию. Теперь мы будем передавать её на колеса. Если бы мы делали это напрямую, без коробки передач, то скорость вращения двигателя должна была бы всегда равняться скорости вращения колёс. Это не практично, так как мы или будем ехать медленно, или просто не сможем сдвинуться с места.
КПП представляет собой набор шестерёнок разного размера. Эти шестерёнки меняют передаточное число. Говоря простым языком, если мы хотим ехать медленно, мы выбираем 1 передачу (шестерёнку), и на ней, к примеру, за 10 оборотов двигателя, будет 1 оборот колёс. То есть мы можем плавно тронуться и ехать с маленькой скоростью. Во время движения мы наоборот хотим, чтобы колёса вращались быстрее, и мы могли набрать скорость.
Конечно, мы можем нажать на газ и увеличить обороты двигателя, тем самым увеличив скорость. Однако, когда обороты будут уже максимальными - разгон прекратится, и без следующей передачи уже никак не обойтись. Тогда мы выбираем передачу выше, и, за те же самые 10 оборотов двигателя, колёса сделают уже 2 оборота, а не один. Соответственно, двигатель будет работать в прежнем режиме, а скорость вырастет.
Помимо управления скоростью вращения колёс, коробка передач также позволяет выбрать направление. Автомобилям доступен задний ход, именно благодаря коробке передач. Дело в том, что двигатель всегда вращается в одном направлении, а колёса могут крутиться, как вперед, так и назад. Задняя передача по скорости такая же, как и первая передняя, только переворачивает вращение в другую сторону. Из этого следует, что "задом" можно ехать с такой же скоростью, как и "передом" на первой передаче, но никак не быстрее, так как передача назад только одна.
Переключение передач осуществляется ручкой переключения передач. Простите за тафтологию, но не смотря на тривиальность звучания, тема заслуживает отдельной статьи. На сегодня наша задача усвоить: КПП (коробка переключения передач) находится между двигателем и колёсами, определяет разницу скоростей вращения двигателя и колёс, а также выбирает направление вращения колёс. На сегодня этого достаточно, спасибо за внимание и до завтра.