Найти тему

Самый мощный тягач Второй Мировой - трактор с мотором от танка "Ворошиловец".

В 1930-е годы в СССР наблюдался резкий рост калибров и массы полевых ствольных артсистем: с 1933 начала производиться 203-мм 19-тонная гаубица Б-4, а в 1937 году и её "младшие сёстры" - 152-мм пушка Бр-2 и 280-мм мортира Бр-5. Все они сыграли значительную роль в Советско-Финской и Великой Отечественной войнах.

203-мм гаубица Б-4
203-мм гаубица Б-4

Их запредельная масса, а также весьма своеобразная конструкция лафета на гусеничном ходу заставили поломать конструкторам голову над обеспечением их механической тягой.

Первым специализированным артиллерийским тягачом, способным таскать этот триплекс по пересечённой местности, стал "Коминтерн" - детище Харьковского Паровозостроительного завода, в конструкции которого использовались наработки по опытному танку Т-24, в частности ходовая часть. Весьма удачная машина обладала высочайшими тяговыми и мощностными характеристиками для своего времени.

Однако буксировать 203-мм гаубицу Б-4 целиком не могла, для этого орудие приходилось разбирать надвое, устанавливая ствол на отдельный лафет и транспортировать это всё двумя "Коминтернами".

"Коминтерн" - предшественник "Ворошиловца".
"Коминтерн" - предшественник "Ворошиловца".

А ведь гусеничная схема лафета орудий Б-4, Бр-2 и Бр-5 как раз и была использована для того, чтобы максимально быстро начинать стрельбу прямо из походного положения. При разборке артсистемы все его преимущества сводились на нет, оставались только недостатки (повышенное сопротивление ходу).

Поэтому артиллеристам требовался ещё более мощный тягач, способный транспортировать эти орудия в полном сборе и с высокой скоростью.

Возможность его создания появилась только с началом освоения танкового дизеля В-2.

"Ворошиловец" появился в 1940 году на том же ХПЗ и заменил в производстве "Коминтерн".

Его тяговые и мощностные характеристики являлись беспрецендентными как для СССР, так и для подавляющего большинства других стран.

Некоторые его технические характеристики действительно впечатляют: максимальная сила тяги была почти в 2 раза больше, чем у "Коминтерна" и достигала 13000 кгс (двигатель позволял до 16900 кгс, но запас сцепления траков с грунтом не позволял её реализовать), мощность в 375 л.с. - более, чем в 3 раза! Кроме того, тягач без прицепа с грузом в кузове имел удельную мощность 20 л.с./т., что было ВЫШЕ, чем у танка Т-34 и сравнимо с легковыми автомобилями тех лет!

Всего до 1 сентября 1941 года было построено 1123 тягача - то есть примерно столько же, сколько и артсистем особой мощности на гусеничном лафете - Бр-2, Б-4 и Бр-5. Далее производство было остановлено - дизель и сборочная линия требовались для выпуска танков.

Основные потери "Ворошиловцев", как и другой советской техники того периода, приходятся на лето 1941 года - наиболее тяжёлые дни РККА. К концу войны в строю осталось лишь 336 единиц. Машин остро не хватало, но тяжёлые трактора С-60 и С-65 "Сталинец", массово мобилизованные в армию из народного хозяйства, отчасти взяли на себя их функции.

Трактор С-65 тащит гаубицу Б-4
Трактор С-65 тащит гаубицу Б-4

Что касается противника, то в войсках Германии самым мощным тягачом был Sd.Kfz.9 со сравнимой с "Ворошиловцем" массой и тяговым усилием. Он появился чуть раньше своего советского визави, и также имел силовой агрегат на базе танкового (от PzKpw-IV). Только выполнен он был по полугусеничной схеме, традиционной для немецкой школы, двигатель был карбюраторным и менее мощным, чем у "Ворошиловца" (270 л.с.).

Sd.Kfz.9
Sd.Kfz.9

Трофейные "Ворошиловцы" в войсках Вермахта уважительно назывались "Stalin" и имели официальное обозначение Artillerie Schlepper 607(R).

В Вермахте..
В Вермахте..

Такова была военная судьба "Ворошиловца" - на тот момент самого мощного артиллерийского тягача в мире, прародителя современных отечественных тягачей большой мощности.