Найти в Дзене
Судострой

Кто возьмётся построить второй ледокол ЛК-18?

 Модель ледокола проекта 21900 М
Модель ледокола проекта 21900 М

На рынке строительства ледоколов очередная интрига. Несмотря на вынужденные выходные и спад деловой активности, 1 апреля 2020 года "Росморпорт", как и было обещано в прошлом году, объявил конкурс на строительство второго #ледокола мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7 (ЛК-18).

Согласно конкурсной документации, судно будет строиться для морских портов Северо-Западного (Балтийского) бассейна. Максимальная цена ледокола оценивается в 7,3 млрд рублей. Это меньше, чем цена аналогичного судна, заказанного осенью 2019 года для Дальневосточного бассейна. Первый ЛК-18 взялся построить за 7,54 млрд рублей #завод "Пелла" из Ленинградской области.

Ледокол проекта 21900М2 / Иллюстрация: Росморпорт
Ледокол проекта 21900М2 / Иллюстрация: Росморпорт

Контракт на постройку первого ЛК-18 со сроком сдачи в 2024 году был заключен в сентябре 2019 года. Как сообщили тогда в "Росморпорте", новый ледокол будет строиться по проекту 21900М2 на основе проекта 21900М (ЛК-16) и эскизного проекта КБ "Вымпел". ЛК-18 будет отличаться от ЛК-16 соответствием современным международным требованиям, в том числе по снижению вредных выбросов судовых #двигателей. Также, до Icebreaker7, повысится ледовый класс #судна.

Что касается технических характеристик, то длина ледокола проекта 21900М2 составит 119,8 м, ширина – 27,5 м, осадка – 8,5 м, скорость хода – 17 узлов, водоизмещение – 14300 тонн, пропульсивная мощность – 18 МВт.

Конкурс на первый ЛК-18 вызвал у интересующихся событиями в судостроительной отрасли два основных вопроса. Первый – как будет строить ледокол завод "Пелла", не имеющий опыта строительства подобных судов? Второй – почему в конкурсе не участвовали заводы "Объединённой судостроительной корпорации" (ОСК), уже строившие подобные суда? В 2012-2016 годах Выборгский завод (ВСЗ) построил три ледокола проекта 21900М "Владивосток", "Мурманск" и "Новороссийск". За основу был взят проект 21900, по которому до этого на Балтийском заводе были построены ледоколы "Москва" и "Санкт-Петербург".

На первый вопрос ответ появился в декабре 2019 года, когда стало известно, что к постройке первого ЛК-18 будет привлечена немецкая верфь Pella Sietas, владельцем которой является российская "Пелла". К тому же "Пелла" объявила о планах расширить производственные мощности в Ленобласти, построив новые эллинги уже на территории Санкт-Петербурга.

Ответ на второй вопрос неоднократно давали представители ВСЗ и ОСК. Суть заключается в том, что после детального перерасчёта стоимости постройки судна, с учётом модификаций и ожидаемого уровня цен на оборудование и материалы, корабелы пришли к выводу о недостаточной максимальной цене, поэтому завод воздержался от участия в конкурсе.

Ледокол проекта 21900М2 "Новороссийск" постройки ВСЗ
Ледокол проекта 21900М2 "Новороссийск" постройки ВСЗ

Зато предложенная в августе 2019 года цена за первый ЛК-18 не смутила частную #верфь "Пелла", оказавшуюся единственным участником конкурса. Повторится ли история со вторым ЛК-18, который, как уже было сказано, предлагается строить за меньшую цену, скоро увидим. Возможно, появятся и новые участники. Например, среди претендентов на первый ледокол назывался крымский завод "Залив".

Впрочем, с учётом большой доли импортного оборудования и текущей ситуации с валютными курсами, есть вероятность, что новый конкурс останется без участников. Будем следить за развитием событий.

Ледоколы
7779 интересуются