В ходе постройки и выпуска легкого бомбардировщика Су-2 стало ясно, что как штурмовик он не пригоден.
В 1939 году советское правительство предложило Павлу Осиповичу Сухому к 1 июля того же года представить наметки по будущему одномоторному бронированному штурмовику с мотором воздушного охлаждения ББ-1. Он должен был развивать максимальную скорость до 450 км/ч у земли, дальность должна была составлять 800 км.
Вооружить планировали четырьмя крыльевыми пулеметами двумя 12,7-мм и двумя ШКАС 7,62-мм. Стандартная бомбовая нагрузка должна была составлять 200 кг, перегрузочная в два раза больше.
Летчика должны были защитить от пуль в своеобразной бронированной "ванне", то есть спереди, сзади, снизу и по бокам, но только от пуль винтовочного калибра, от крупнокалиберных пуль она должна была защищать лишь частично. Высота брони по пояс или по грудь. Помимо этого бронировался бензобак. Толщина брони 4 - 7 мм. Маслорадиатор не бронировался, как и голова летчика сзади-сверху. Причем бронирование не включалось в силовую схему самолета.
Сухой взялся представить проект к августу 1939 г. такой штурмовик ОБШ с мотором М-88 максимальной скоростью 465 км/ч, с максимальной дальностью полета 1400 км.
Он должен был выпускаться в двух вариантах как штурмовик и как бомбардировщик. Штурмовик планировали вооружить или шестью крыльевыми пулеметами ШКАС или двумя крыльевыми 20-мм пушками ШВАК и четырьмя ШКАСами. В варианте бомбардировщика ставили четыре ШКАСа и 200 кг бомб.
Но только в сентябре 1939 г. были представлены эскизы самолета ОБШ с моторами М-88 и М-71.
Самолет планировали смешанной конструкции с деревянным фюзеляжем и металлическим крылом. Шасси и хвостовое колесо убирающиеся.
Эскизные проекты утвердили с следующими поправками. Рекомендовали использовать шесть крыльевых ШКАСов и установить бомбовую нагрузку в 120 кг бомб. Или два крыльевых ШКАСа, две 20-мм пушки и 120 кг бомб. Если невозможно по каким-либо причинам будет использовать мотор М-71, хотели использовать М-81.
В 1940 г. Наркомат обороны поручил ОКБ Сухого построить два экземпляра штурмовика ОБШ с мотором М-71, обе машины должны были построить к 15 ноября и 15 декабря того же года.
Из-за большой нагрузки конструкторского бюро Сухого макет ОБШ с М-71 (сделан на основе Райт «Циклона» R-1820 1700/2200 л. с.) сделали только в декабре 1940 г. В следующем году самолет получил обозначение Су-6 М-71. Первый экземпляр построили только к 28 февраля 1941 г. (второй экземпляр построили только 10 июня). Первый полет Су-6 совершил 13 марта 1941 г. Заводские испытания завершились к маю 1941 г.
Су-6 с М-71 показал летные данные по скорости, скороподъемности и взлетно-посадочным характеристикам выше, чем Ил-2 с АМ-38. Максимальная скорость у земли составила 510 км/ч, на высоте 527 км/ч. На три километра машина поднималась за 7,3 минуты. Дальность полета составляла 576 км.
Правда, у опытного образца отсутствовало вооружение и бомбовая нагрузка.
Специалисты Летно-исследовательского института порекомендовали установить более мощное вооружение вместо двух ШКАСов две 23-мм пушки и 10 ракетных снарядов РС-132 (РС-82).
В октябре 1941 г. Су-6 без вооружения проходил испытания в НИИ ВВС Красной Армии, где он получил высокую оценку у летчиков-испытателей.
Усиленное вооружение установили на втором экземпляре к четырем крыльевым ШКАСам установили 23-мм пушку ВЯ-23 и 10 РС-82 (132).
По конструкции Су-6 М-71 представлял собой свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции (фюзеляж деревянный; обшивка рулей полотно; крыло, центроплан и оперение из металла) с убирающимся шасси. Бензобак протектированный с системой заполнения его инертными газами.
Штурмовик был вооружен четырьмя ШКАСами в крыльях и двумя синхронными ШКАСами в центроплане и 120 кг бомб. Помимо бомб и выливных авиаприборов должны были подвешиваться сбрасываемые подвесные баки.
С нормальной бомбовой нагрузкой максимальная скорость у земли достигала 474 км/ч, на высоте 5,7 км до 566 км/ч. Километровую высоту машина набирала за 1,16 минут, а пятикилометровую за 6,25 минут. Максимальная дальность полета на высоте до 600 метров и на скорости 462 км достигала 700 км.
С февраля по март 1942 г. самолет проходил государственные испытания, в апреле они были пройдены.
Машина получила помимо двух крыльевых 23-мм пушек, двух крыльевых пулеметов ШКАС, 200 кг бомб и 10 ракет РС-132. У земли самолет развивал 445 км/ч, на высоте 2,5 км - 491 км/ч. Самолет на высоте 1 км совершал вираж за 25 секунд. За боевой разворот машина набирала высоту 600 мм (без бомб и РС). Максимальная скорость полета составила 576 км. Броня защищала от пуль 12,7-мм.
В заключении по госиспытаниям отмечали только один недостаток недостаточную дальность полета. Рекомендовали установить броню по типу Ил-2.
Из недостатков обзор из-за большого "лба" мотора на посадке заставлял рулить по взлетно-посадочной полосе "змейкой". Взлет и посадка была несколько сложнее, чем у Ил-2.
Обдумывали решение о выпуске серии в 25 самолетов для войсковых испытаний. Но оно не было воплощено, так как не хватало моторов М-71.
Тем временем самолет продолжал дорабатываться улучшили бронирование, приподняли место пилота для лучшего обзора. Ставились более мощные 37-мм пушки (11П-37), бронекорпус включали в силовую схему самолета, установили место для воздушного стрелка с 12,7-мм пулеметом УБТ.
19 июня 1943 г. на госиспытания передавался двухместный вариант Су-6. Он их блестяще проходит демонстрируя преимущество по всем параметрам над двухместным Ил-2 с АМ-38Ф. Хорошо защищался и стрелок помимо бронестекла, он прикрывался броней (198 кг). У летчика даже был прозрачный бронекозырек.
В ходе испытаний Су-6 провел воздушные бои с имевшимися истребителем противника Bf-109G-2 (с трехточечным вооружением) и бомбардировщиком He-111. Самолет Сухого не мог вести равный бой с Мессершмиттом, но бомбардировщик он мог сбить. Даже решили создать специальную модификацию Су-6 для борьбы с бомбардировщиками и транспортниками противника.
Испытатель Стефановский предлагал создать одноместный штурмовик с 37-мм пушками, а двухместный истребитель бомбардировщиков с 23-мм пушками.
Более того, опытный летчик мог поражать танки, бронемашины и вражеские самолеты на аэродромах с достаточной вероятностью.
Только к 1943 - 1944 гг. штурмовик Су-6 М-71Ф после ряда доработок стал еще более выдающимся самолетом. Он наряду с Ил-10 АМ-42 стали наиболее эффективными штурмовиками за счет высокой подвижности над полем боя и достаточного уровня вооружения при сохранении брони не меньшей, чем у Ил-2. Су-6 АМ-42 тоже испытывавшийся в то время уступил новой ильюшинской машине, в серию пошел Ил-10.
К сожалению, выбор недоведенного двигателя М-71 практически сделал невозможным серийный выпуск Су-6. В первую очередь побоялись ломать налаженное производство моторов М-82Ф и М-82ФН и штурмовиков Ил-2. Хотя к тому времени фронт смогли насытить штурмовиками Ил-2 и наработать солидный их запас. В случае попытки производства Су-6 с мотором М-71, если бы не удалось сразу наладить их выпуск Красная Армия могла ещё какое-то время использовать Ил-2 из запаса. А если М-71 пошел в серийный выпуск успешно, получал шанс на массовый выпуск самолет Поликарпова И-185. Но такая возможность реализована не была. Даже попытки подобной не сделали.
Спасибо за прочтение