Внимательный читатель уже знает, что у ледоколов и литературы есть кое-что общее (например, инженер-конструктор и писатель в одном лице Евгений Замятин ). Но ледоколы и театр?.. Нет-нет, дорогой читатель, сейчас мы не будем развивать мысль классика о том, что весь мир - театр, а люди в нем - актеры. Мы-то знаем, классика стоит поправить - цирк ведь, какой театр. Но есть же и смешанные формы..
В 1928 г. ледокол “Красин” спасает оставшихся в живых после крушения дирижабля “Италия”, который возвращался с Северного полюса. Героические свершения советских моряков еще долго давали материал тем, кто трудился на ниве развлечения народных масс. Например, февральский номер журнала “Жизнь искусства” за 1929 г. в тематическом разделе “За рубежом” дает сводку главных новостей:
Ответственный редактор четко указывает нам приоритет тем! К сожалению, следы поэмы нам найти не удалось. В том же 1929 г. газеты пестрят разгромными статьями, порицающими постановку под названием “Туда, где льды”.
Что же это за постановка, так возмутившая рабкоров? В Москве в 1928 г. перезапустился Мюзик-холл, существовавший с 1923 г. Располагался он в здании бывшего цирка братьев Никитиных (теперь в перестроенном цирке находится театр “Сатира”).
Новый худрук театра Давид Гутман и хореограф Касьян Голейзовский сделали Мюзик-Холл одним из самых передовых театральных учреждений столицы. В качестве авторов спектаклей привлекли И. Ильфа, Е. Петрова, В. Маяковского, Д. Бедного. На сцене выступали Л. Утесов, Л. Русланова и К. Шульженко. Не обошлось и без Исаака Осиповича Дунаевского - настоящего хитмейкера XX в.
Наверняка все, у кого в анамнезе есть звание “гражданин Советского Союза”, имеют собственные пристрастия по части его композиций, нам же всегда нравилась вот эта:
Так вот, в сезон 1928/29 гг. Московский Мюзик-холл вступает с четырьмя премьерами, одна из которых - “музыкальная феерия” Дунаевского под названием “Туда, где льды”. Заявленный жанр - аттракционное представление-ревю! Советские моряки спасают иностранный корабль, терпящий бедствие во льдах, т.е. обыгрывается героический сюжет спасения экспедиции Нобиле ледоколом “Красин”.
Казалось бы, тема самая что ни на есть резонансная и выигрышная. Авторы учли предшествующую критику в адрес мюзик-холла и заострили классовую проблематику: резко разделили персонажей отрицательных (капиталист, генерал, аббат, буржуйский сынок) и положительных (горничная, кочегар). Но это, как мы видели, не помогло. Общественность возмутилась - мол, театр впал в примитивнейшую ошибку в подаче материала!
И все же в конце апреля ленинградцам тоже показали аттракционное представление-ревю «Туда, где льды».
Кстати, аттракцион - не пустое слово. Художниками-постановщиками спектакля были сами братья Стенберги.
Специально для спектакля они разработали сложные конструкции для оригинальных постановочных эффектов, например - передачи впечатления качающейся палубы, движения льда, образа северного сияния.
В общем, есть подозрение, что рабкоры костерили вполне себе передовую постановку. Танцевальный ансамбль Мюзик-холла «30 Гёрлз» им тоже не нравился - мол, надоедливые эти гёрлз! Но не верить же всему, что писали в советских газетах.
Обязательно подпишитесь на Cozy Eisbrecher, чтобы узнать больше интересных историй! Понравилась статья - не забудьте поставить лайк, не понравилась или есть что добавить - давайте обсудим в комментариях.
Мы в Telegram