Дома на колёсах, так называемые кемперы, а так же аналогичные прицепы в нашей стране стали эпизодически и в малых количествах появляться только после Великой Отечественной Войны, когда у советских людей наконец появилась возможность купить личный автомобиль. За рубежом это явление имеет более давнюю историю. В индустрии производства таких жилых прицепов особенно примечательны так называемые "дропхеды" - небольшие спальные боксы. То есть действительно спальные ящики на колёсах. Чтобы понимать насколько это была миниатюрная конструкция, взгляните для начала вот на этот снимок:
Не берусь сказать как вот это вот всё поднималось в горку, может мама с сыном выходили, брали чемоданы в руки и подталкивали мотоколяску (шутка), но историческое фото на лицо.
В СССР, как я уже говорил, подобные конструкции не рассматривались, даже прицеп СКИФ после снятия крышки предлагал достаточно просторную палатку для автотуриста. В остальных случаях либо спали в машине, либо везли с собой обычную палатку. Но на безрачье, как известно, и соловей карась, и в СССР такое "безрыбье", то есть экономический кризис, случилось в начале 90-х годов.
Когда советские автопроизводители поняли что в новых экономических условиях им уже не стоит ждать милостей от Госплана и денег от Минфина, их руководители стали придумывать как выживать в сложившихся экономических условиях - с инфляцией, продвижением товара и прочим. Одним из таких производителей стал РОМЗ - Рижский опытно-механический завод. Довольно известное предприятие в СССР, строившее кузова для автобусов, занимавшееся ремонтом и переоснащением отслуживших свой срок легковых автомобилей ГАЗ-24 из "седанов" в "пикапы".
Вот основываясь на этом опыте конструкторский отдел РОМЗа создал то, что вы видите на фотоснимке:
Прицеп РОМЗ СТ-8101. Спальный туристический бокс на колёсах собранный из кузовных элементов автомобиля ГАЗ-24-02.
Судя по фотографии четырёхлетней давности прицеп на момент изготовления выглядел вполне современно, а учитывая как он сохранился в тех пор, то становится ясно, что за качеством на РОМЗе следили придирчиво. При этом ничего особенного в этом аккуратно слепленном и крепко сшитом "франкенштейне" не было - два спальных места по бокам с возможностью увеличения до четырёх путём раскладывания двух приставленных панелей, под диванами у стенок находились ящики для хранения вещей необходимых путешественнику, салон освещался единственной лампочкой, которую накрывал обычный "Волговский" потолочный плафон, питавшийся, как и фонари прицепа от сети автомобиля-тягача, для чего на дышле прицепа была предусмотрена специальная розетка. Там же в некоторых случаях крепилось запасное колесо. Именно в некоторых случаях, так как выпускались прицепы без крепежа под запаску.
В силу характерных причин, свойственных всем ремзаводам Советского Союза, а речь идёт о невероятной разнокалиберности доступных комплектующих, прицепы сходившие со стапелей сборочного цеха не всегда были похожи друг на друга. на представленных снимках в его передней части установлен металлический лист с маленьким окошком-амбразурой, но точно известно, что были прицепы с нормальным остеклением "по кругу".
По неподтверждённым данным таких прицепов сделали больше 20 штук и все они, как это ни странно, ушли за рубеж - в страны бывшего соцлагеря, Польшу, Германию, Чехословакию. Учитывая весьма небольшой выпуск в печати, да и вообще, в средствах массовой информации о них не было сказано ни слова. Сохранились к текущему году хотя бы детали такого прицепа "Ангару", к сожалению, не известно. А ведь это мог быть весьма занимательный экспонат для любой автомобильной музейной экспозиции.
К сожалению, это то немногое, что "Ангару" удалось узнать об этой единице подвижного состава. В завершении добавлю, что аналогичные модели прицепа СКИФ на РОМЗе тоже делали. Только эта модель своего отраслевого индекса не получила, и называлась просто - прицеп-палатка.
Зато этому экземпляру повезло больше. Один такой прицеп с номером 021784 дожидается реставрации в мастерских Л.Савранского, известного среди автоисториков коллекционера и мецената.