Найти тему
Бункер Роммеля🧐

Как один дирижабль разбомбил Лондон?

С началом Первой мировой войны на заводах Цеппелина стали массово строить новые военные дирижабли, предприятия Цеппелина стали
гигантскими военными заводами. До войны было построено 25 аппаратов, но, начиная с 1914-го, количество боевых машин приблизилось к 90, ещё 5 были заложены, но не достроены. В 1915 году надежды возлагались на новый тип воздушных кораблей, серию «Р» – большего размера и объёма, более скоростных и совершенных.
Именно к таким дирижаблям принадлежал L 13, он выполнил 45 вылетов и 15 боевых атак на Англию и сбросил 20 667 кг бомб!

  • Тактический номер:L 13
  • Производственный номер:LZ-45
  • Класс:Type P
  • Первый полёт:23 июля 1915 года
  • Длина:163,5 м
  • Высота в максимальном сечении:25,787 м
  • Ширина в максимальном сечении:21, 962 м
  • Объём газа:31 900 куб. м
  • Двигатели:4 шт. Maybach HSLu по 240 л. с. каждый
  • Масса 21 470 кг
  • Максимальная скорость: 97 км/час

8 сентября 1915 года четыре дирижабля вылетели из ангаров Вильгельмсхафена в 14:00, L 9 направился в Скиннингроув , который распологался на северном побережье Англии, к заводу для производства бензола.Оставшаяся группа в составе L 11, L 13 и L 14 взяла курс на Лондон. L 11 прервал полет из-за неисправности и был вынужден возвращаться на базу. L13 и L14 в 20.30 прибыли к побережью Британии. Почти час дирижабли выполняли маневры у побережья, дожидаясь сумерек, впрочем, это дало возможность экипажу отдохнуть. При подлёте к Норфолку у L 14 возникли проблемы с двигателями, он сбросил бомбы досрочно,на Ист-Дерхем и развернулся обратно.

Командиром L 13 был 32-летний капитан-лейтенант Генрих Мати.Стоит отметит,что Он перешел в авиацию с флота,где был командиром эскадренного миноносца,он перешел служить в авиацию с момента создания Дивизиона воздушных кораблей, он был одним из самых опытных и способных офицеров подразделения. Он не знал, что остался в одиночестве, вся летящая группа соблюдала режим радиомолчания. Цеппелин взял курс на британскую столицу, на борту он нес почти две тонны смертоносного груза: 55 зажигательных 5-килограммовых бомб, 14 фугасных 100-килограммовых и техническое новшество, впервые использованное в рейде – тяжелую 300-килограммовую фугасную бомбу.

Генрих Мати(фото с сайта Historyworlds.ru)
Генрих Мати(фото с сайта Historyworlds.ru)

L13 парил в небе над Лондоном.Цеппелин зашел к нему с севера. Британские посты наблюдения не заметили ни пересечение цеппелином линии побережья, ни полета над английской территорией. Дирижабль набрал высоту в 2800 метров, командир хотел исключить любую вероятность поражения дирижабля шальным снарядом. Хронометр в рулевой рубке L 13 показывал 22.49, погода была идеальной. Генрих Мати до войны не раз бывал в британской столице и неплохо в ней ориентировался.

Цеппелин L13 над Лондоном.
Цеппелин L13 над Лондоном.
«Главное – не торопиться, – инструктировал командир свой экипаж. – Раз уж мы забрались в королевский дворец, то надо как следует побуянить в тронном зале, а не колотить горшки на кухне».
Один из дирижаблей звена Генриха Мати.
Один из дирижаблей звена Генриха Мати.

Самую большую бомбу L13 с высоты примерно в два с половиной километра. В цель она не попала, но даже с той высоты, на которой находился L 13, можно было разглядеть чудовищный масштаб разрушений, вызванных взрывом 300-килограммового монстра. Целый городской квартал превратился в груду обломков и щебня. 300-килограммовая бомба взорвалась в районе Смитфилд маркет, она разрушила несколько зданий и убила двух человек. Часть фугасных и зажигательных  бомб угодила в текстильную фабрику и склады к северу от Собора Святого Павла, сам собор чудом не пострадал – 150-кг бомба взорвалась на соседней улице. Возникший пожар был такой силы, что несмотря на присутствие 22 пожарных машин, он продолжался до утра. Избавившись от груза бомб, L 13 набрал высоту в 3000 метров и ушел в сторону моря,не смотря на зенитные прожекторы и обстрел цеппелин ушел домой спокойно.

Последствия Бомбардировки
Последствия Бомбардировки

Последствия бомбардировки
Последствия бомбардировки