Психоанализ начинается с бессознательного, а оно главным образом дает о себе знать в переносе, который в свою очередь чаще всего разворачивается в присутствии психоаналитика.
Итак, мы только начали разговор о психоанализе, а уже мало что понятно, потому что тут же возникли еще три понятия, которые не очевидны и ранее не определены. Именно так психоанализ объясняют в учебниках и на вузовских лекциях. Но давайте сделаем иначе, ведь более интересно понять о чем собственно речь и как это всё соотносится с вашим личным опытом. Интересно узнать каков психоанализ на самом деле (а не в описаниях тех, кто его даже не пробовал, но зато книжки читал/писал). Да, тут, конечно, будет очень кстати личный анализ – через его призму многие вещи быстро станут понятными.
Поэтому начнем еще раз, с самого начала. Бессознательное. Это вообще что такое, о какого рода вещах мы говорим? И в чем специфика фрейдовского понятия о бессознательном, которое и порождает психоанализ?
Бессознательное вопреки расхожему представлению являет себя нам не столько во снах, оговорках и прочих неслучайных случайностях, а прежде всего в ощущении встречи – в удивлении и замешательстве, которое мы испытываем, когда нечто идёт не так, но вы догадываетесь о том, что это внезапно что-то говорит о вас (а также о чем-то в вас – о чем есть лишь парадоксальное «незнающее себя знание»). Можно вечно косячить и даже не догадываться о том, что это делаете именно вы и даже смутно знаете почему. Поэтому люди, которые идут в личный анализ, вдруг открывают в своей жизни что-то, что работает само по себе.
А те самые оговорки, забывания, сны и тому подобное – это скорее иллюстрация тезиса о том, что бессознательное – не пустая гипотеза (Фрейд отмечал, что разумнее представлять еще какой-то психический процесс, который управляет ошибкой/сном, чем наивно верить, что это как-то само собой, случайно получилось). В этом смысле бессознательное – это опыт (опыт приоткрытия чего-то бессознательного в сознании), который, кстати, не является обязательным для всех. Например, современные психоаналитики отмечают, что все чаще сталкиваются с ситуацией, когда бессознательная продукция бедна и не становится явной/заинтересовывающей для самого человека. То есть концепт «бессознательное» - это не попытка «описать вещь» (психоанализ – не онтология), а попытка отметить особую характеристику психических проявлений. О бессознательном известно только по его эффектам, о которых (как о бессознательных) свидетельствуют только сами субъекты. Это ключевой момент, который не поняли в психоанализе многие – и пустились создавать свои «глубинные психологии», в которых важно что-то такое скрытое в психике, а не то, что по этому поводу думает и чувствует человек.
Ну и наиболее явный и выпуклый опыт бессознательного дает о себе знать в кабинете аналитика, где одна неприметная фраза может обернуться чем-то таким от чего вы будете краснеть, смеяться, терять дар речи, пулей вылетать из кабинета и т.д. и т.п. Следовательно, психоанализ – это и та сфера, где знают о таком бессознательном, говорят о нем, слушают его, дают ему место; и также форма работы с бессознательным на основе постоянного напоминания себе о том, что и в интересе к нему, и в самой работе это самое бессознательное участвует.
Поэтому фрейдовское бессознательное – это совершенно новая, оригинальная концепция, которую стоит отличать от других теорий, пользующихся понятиями «бессознательное», «подсознание», «иррациональное в человеке». Об этом и поговорим в следующий раз.