Первые автомобили Lada с двигателями 1,8 л. появились в 2016 г.. Для их производства были существенно модернезированы сборочная линия и оборудование для изготовления комплектующих. Конечно, такие масштабные изменения не могли остаться без внимания журналистов. К сожалению журналисты, в большинстве своем, технически мало грамотны, и редко могут хорошо объяснить то, что происходит в кадре. Поэтому я решил осветить некоторые моменты одного из роликов (ссылка в конце статьи), которые мне показались интересны, с технической точки зрения.
Начнем со слов руководитель отдела испытаний силовых агрегатов Евгения Байборина, в них он говорит о ключевых доработках на линии сборки, позже попробуем найти их на видео. К сожалению линия сборки головки блока с проверкой на герметичность в видео не попала, но и без этого там достаточно интересного.
Евгений Байборин, руководитель отдела испытаний силовых агрегатов.
— Мы старались использовать те мощности, что у нас есть. Но и нового оборудования довольно много пришлось смонтировать. В частности, линию сборки головки блока с проверкой на герметичность. Сборочная линия тоже новая, на 60 000 двигателей в год, но она универсальная, там можно собирать и другие наши агрегаты. Фактически, появление 1.8 привело к модернизации всей линии. Ввели, например, подбор вкладышей под коленвал и холодные испытания готовых моторов, когда коленвал приводится во вращение снаружи. Это экономичнее — не надо жечь бензин, подводить масло и т.д. Ну и больше возможностей для диагностики.
Интересное начинается уже с первой минуты, монтаж блока раму. Блок подвешивают на специальное приспособление, которое обеспечивает доступ ко всем элементам блока, одновременно позиционируя его для более точного проведения всех операций с ним. рама достаточно жесткая чтобы без деформации (а следовательно отклонений положения двигателя) выдержать все нагрузки возникающие при сборке силового агрегата.
Т.к. в нанесении маркировки и "самостоятельном" перемещении двигателя вдоль линии, на сегодняшний момент, нет ничего необычного. Перенесемся на середину третьей минуты просмотра. На этом моменте, происходит тот самый (в некотором роде печально известный) селективный подбор вкладышей. Операция продумана до мелочей, автоматическая система подгружает данные о находящемся перед оператором блоке, информация передается на систему датчиков (светятся зеленым) и те контролируют оператора, на предмет соответствия его действий и подгруженных данных. При не правильном действии, система бьет током сигнализирует о ошибке. Конечно, при желании систему обойти можно, не думаю что очень целесообразно, все сделано довольно удобно и как то оптимизировать смысла не вижу. Хотя найдутся "умники" которые отключат датчики будут стоять с горстью вкладышей и пхать их без разбора, чтобы не ходить туда сюда к столу.
Как известно, поршня тоже разделены на группы, и на них тоже действует метод селективного отбора. Здесь мы видим те же датчики, очень интересные коробочки с поршнями (в таких наверняка ничего не повредится и даже не поцарапается) и довольно четкую работу оператора по той же схеме.
И снова подбор вкладышей, но уже под поршни.
Довольно любопытное приспособление для установки поршней в колодцы. Оператор монтирует кольца и устанавливает поршни в оправку, затем устанавливает оправку на блок цилиндров. Установка же поршней в блок, осуществляется автоматикой, это позволяет минимизировать шанс перекоса поршней и повреждения их и стенок колодцев.
Вот и подобрались к "холодным испытаниям мотора" , пожалуй это не все испытания, на более поздних стадиях будут еще, на данном этапе проверяют установку коленвала и поршней, если усилие на вращение потребуется больше номинального, двигатель забракуют..
Практически сразу же происходит нанесение герметика на блок. Как видно, его наносит роботизированная рука, это позволяет геометрически и дозировано точно нанести герметик. К стати, сейчас это общемировая практика, даже при сборке двигателей mersedes amg, используется таже технология.
Пока герметик не застыл, производят монтаж ГБЦ. Интересен он тем, что все двенадцать болтов закручиваются одновременно с одинаковым усилием. Это позволят обеспечить равномерность прижима, отсутствие перекосов и равномерность герметизации.
Думаю пневмо инструментом на подвесах уже давно никого не удивишь, поэтому опустим процесс монтажа "обвеса", и получим практически готовый двигатель. Конечно ему еще предстоит пройти несколько операций сборки, обкатку на горячую, но все основные узлы уже на месте.
Как итог:
Линия сборки двигателя Lada 1,8 л. (21179) оснащена современным оборудованием, техпроцесс сборки выполнен с с учетом современных стандартов и технологий. Была проведена огромная работа по разработке, компоновке и подбору оборудования. Без сомнения, еще есть к чему стремиться, но и то что есть сейчас уже на очень достойном уровне.
Ссылка на видео.
Другие статьи на автомобильную тематику:
Сравниваю двигатели (1.6 л.) Lada и Renault. Точность изготовления.
Масложор веста 1,8 л.. Взгляд изнутри.
Какой двигатель (1.6 л.) Lada лучше? 21129 или H4MK?