Вместе с коллегами из DRIVENN.RU покатался на УАЗ Патриот с «автоматом». Ощущения – как будто в космосе побывал. Нет, я не от АКПП прибалдел, а от того, что «уазиком» можно, наконец, рулить цивилизованно! У дилеров он появился еще прошлой осенью. Вроде, борода уже отросла, но когда новости ждут как минимум десять лет, она почти не имеет срока давности.
Итак, автомобиль обзавелся классической гидромеханической 6-ступенчатой коробкой передач Punch Powerglide 6L50, разработанной в 2006 году концерном General Motors и выпускающейся на заводе Punch (бывшее подразделение GM) во французском Страсбурге. Это повлекло за собой вполне ожидаемые изменения в конструкции автомобиля, а также внедрение не связанных напрямую с «автоматом», но очень интересных новшеств. К ним не терпится перейти, но прежде – небольшой историко-технический экскурс, раскрывающий широту натуры «Патриота».
Немного ностальгии
С тех пор, как УАЗ «Патриот» вышел на рынок, он постоянно обновлялся. Процесс нормальный для любого автомобиля, но в случае с этим внедорожником он завораживает своей бесконечностью. То мелочь какую-то добавят, то что-либо более серьезное, отсюда впечатление, что с каждым годом машина становится все круче. В некотором смысле так оно и есть: нынешняя версия далеко ушла от «Патриота», что появился в 2005 году, став развитием забытой уже модели УАЗ-3162 «Симбир».
Еще чуть углубимся и выясним, что до того как стать «Патриотом», внедорожник имел индекс «3160». Автору довелось поучаствовать в длительных испытаниях потребительских качеств этой машины с экспериментальным дизелем ЗМЗ-514 с турбонаддувом. Они проходили в городе и на бездорожье каждый день, с утра до вечера. А потом составлялись отчеты, которые направлялись на Заволжский моторный завод вместе с машиной - для оценки состояния мотора и обслуживания внедорожника.
Автомобиль был хорош своей легендарной проходимостью, а также вместительностью. А вот эргономика водительского места оставляла желать лучшего. Вроде, простора было много, но расположиться зимой между рулем и сиденьем было проблематично — откатишь кресло назад, ноги до педалей еле дотягиваются, придвинешься ближе — рулем цепляешься за дубленку. Приходилось одевать что-нибудь более легкое и мерзнуть.
На трассе после примерно 70 км/ч машина начинала рыскать, из-за чего приходилось постоянно отлавливать ее рулем. Переключение давалось с трудом и скрежетом, а педальный узел был очень тугим. Впечатление было таким, что дизелек тупо воткнули в подкапотное пространство, не адаптировав к нему ни одну из систем.
Вообще, машина больше напоминала тренажер: выходил я из нее с осознанием хорошо выполненной работы. Во-первых, тормозить надо было загодя — инерция тащила машину вперед, что было особенно опасно зимой. Во-вторых, остановка на подъеме могла привести к инфаркту: вы со всей силы жмете на тормоз, а УАЗ медленно откатывается назад. Тогда привстаете и упираетесь спиной в спинку сиденья, а совершенно прямой ногой — в педаль, и лишь тогда удерживаете машину на месте…
Зато удавалось обходить многие именитые джипы, в том числе и «Крузаки»: где-то в районе 2 300 оборотов начинался хороший подхват, и машина буквально летела, но потом непременно следовала турбояма и «Патриот» откатывался в хвост «пелотона». Радость была короткой…
Перманентное обновление
В 2006 году автомобиль обзавелся ABS марки Bosch, в 2007 и 2008 -м — кондиционером Delphi, мягкой передней панелью, 116-сильным итальянским дизелем Iveco (в 2012 году этот мотор уступает место ЗМЗ-514, тому самому, что мне довелось тестировать в течение трех лет).
В 2014 году УАЗ в очередной раз навел марафет на своего «проходимца», выпустив его на рынок под слоганом «Создан для бездорожья. Обновлен для города». Под капотом — 2,7-литровый бензиновый 128-сильный мотор либо 2,2-литровый дизель мощностью 113,5 л.с., которые работают в паре с 5-ступенчатой МКПП. Бамперы теперь крепятся теперь не к раме, а к кузову. Плюс — необслуживаемые карданные валы — теперь не надо их смазывать через каждые 10 тысяч километров.
Полный привод Part-Time жестко подключал переднюю ось через двухступенчатую раздаточную коробку Dymos с электроприводом управления. И все бы хорошо, но «обновленному для города» явно требовалась автоматическая коробка передач… А еще - машина по-прежнему требовала подруливания на прямых.
В 2015 г. «Патриот» обновился в очередной раз: у него появились бескаркасные щетки, пневмоупоры капота, высокочастотные динамики, задний подлокотник и 18-дюймовые диски оригинального дизайна.
Понемногу, но регулярно, автомобиль продолжал обзаводиться новыми опциями. Как уже отмечалось, создается впечатление, что процесс этот бесконечен. Так что историкам модели надо вести подробнейший дневник изменений, иначе просто запутаешься в этих обновлениях.
В самом деле, пожалуй, во всем мире нет модели, которая бы получала новые опции нескольку раз в году. Сегодня автомобиль может похвастать подушками безопасности, улучшенной шумоизоляцией, одним бензобаком вместо двух, ESP, системой контроля торможения в повороте, климат-контролем, рулем, который регулируется и по высоте, и по вылету, круиз-контролем, блокировкой дифференциала заднего моста, камерой заднего вида и так далее, и тому подобное.
Дизель ЗМЗ-51432 сошел с дистанции, поскольку заявок на него было мало. Зато осенью прошлого года (па-ба-ба-бам!!!) появился-таки долгожданный «автомат»!
Обошлись без Китая
6L50 – коробка вполне заслуженная – ее ставили и на BMW 3 серии, и на кроссовер BMW Х3, и на Cadillac CTS. Но время не стоит на месте: баварцы и американцы ушли далеко вперед, основным потребителем «Панча» стала индийская Тата, к которой присоединился УАЗ.
И хорошо, что присоединился, потому как коробка рассчитана на двигатели объемом до 5,3 литра, чья мощность составляет 320 л.с., а крутящий момент 500 Н.м. Представляете, какой запас роста у нынешнего движка ZMZ Pro 409051, выдающего далеко не выдающиеся 149, 6 сил!
И еще один огромный плюс: вопреки упорно циркулирующим слухам, коробка Punch Powerglide 6L50 собрана не в Китае, а именно в Европе. От китайцев здесь только симпатичный и удобный селектор и его привод. Все! Остальное не будет китайским никогда, потому что, согласно контракту с GM компания Punch не имеет право переносить производство куда-либо.
Адаптацией коробки также занимались специалисты Punch. Основной акцент был сделан на плавность переключения, но не на скорость. Забегая вперед, скажу, что мы это проверили и подтверждаем.
Кроме того, коробку обучили правилам поведения на низких и средних скоростях, в частности, при отпущенной педали газа КПП держит низкую передачу, имитируя тем самым ассистента спуска с горы. Под это дело была доработана система стабилизации ESP, настройки же подвески менять не стали. И противооткатной системы нет, а должна бы быть… Вероятно, не все сразу.
Коробка - «автомат», как уже говорилось, потребовал ряда изменений в конструкции. Наиболее трудоемкое - новая панель передней части пола. С новой КПП изменилась длина карданных валов: задний стал короче, а передний - длиннее. Причина – в смещении точек крепления коробки и «раздатки». Напомню, что их – две: корейская Dymos и индийская Divgi-Warner, под которую и адаптировали АКПП.
Подачу охлаждающей жидкости от блока цилиндров перенесли к головке блока. Выросла и производительность отопителя салона, быстрее стало размораживаться лобовое стекло. Внедрены новые опоры, что снизило вибрации и, соответственно, повысило комфорт.
Четыре версии
Отличить «Патриот» с АКПП от «механического» можно по окантованной черным лаком решетке радиатора и эффектным колесным дискам.
Внутри обращают на себя внимание новые передние сиденья с отменной боковой поддержкой и умеренно жесткой набивкой. Для версии «Статус Автомат», которая и была предоставлена для теста - это опция (19 900 рублей). А вот для лимитированной серии Edition I (300 экземпляров) - стандарт. Кстати, цена машины в этой эксклюзивной комплектации – от 1 298 000 рублей. Не сказал бы, что это дорого за проверенный временем, дорогами, а главное, бездорожьем, большой автомобиль с «автоматом».
Всего же комплектаций с АКПП, которые не сильно отличаются друг от друга (двигатель у всех - ZMZ Pro 409051, решетка радиатора Shine Black, дополнительный отопитель салона, электропривод и обогрев наружных зеркал, пиктограмма включенной передачи на «приборке» и еще кое-что общее), четыре.
Начальная - «Оптимум автомат» (1 034 000 рублей, нет «климата», подогрева передних и задний сидений), за ней следуют «Премиум автомат» (от 1 180 000 рублей, добавляются климат-контроль, подогрев сидений, легкосплавные оригинальные 16-дюймовые диски, ESP, системы контроля тягового усилия, торможения в повороте, помощи при движении в гору, гидравлический ассистент торможения и ряд других удобств).
«Статус автомат», на котором мы так душевно покатались, стоит от 1 268 000 рублей. Здесь мы имеем кожаный салон, 18-дюймовые диски «Танами», бескаркасные щетки стеклоочистителя, передние и задние датчики парковки, камеру заднего вида, а также перечисленные ранее системы безопасности).
Что касается лимитированной серии «Edition I автомат», то, как уже говорилось, ее главное отличие – новые сиденья в стандартной комплектации. Все остальное – как у «Статус автомат».
Как видим, помимо АКПП, «Патриот» припас множество коврижек, среди которых не забыть бы мультимедийную систему. Она здесь тоже новая! Главные отличия – расширен перечень функций, переработано меню, ускорились, но не то чтобы очень, отклики на касания экрана. Ну, а теперь – поехали!
Да это же Космос, товарищи!
Как же это, все-таки, здорово, что на «Патриоте» не нужно выжимать сцепление! Это же сравнимо с полетом Гагарина в космос! Сцепление здесь всегда было настроено плохо. Приходилось напрягать интуицию, чтоб поймать момент включения. И рычаг КПП, смещенный вправо, скрадывал градус эргономики. Теперь этих проблем нет.
Впрочем, нет и спортивного режима, например. Хотя… Послушал я «голос» машины на высоких оборотах и понял, что такой режим мне не нужен. «Патриот», конечно, стал менее шумным, чем с механической КПП, но его вокальные данные явно не для филармонии.
Автомат выдающимися качествами не обладает, но работает хорошо. Без провалов и дерганий. И трогается автомобиль вполне себе резво, и передачи меняются вовремя. Это если ты не очень-то шустришь. Захочешь поддать – тут же напорешься на вопрос: «А зачем?» Этот автомат хорошо стреляет одиночными, что касается очередей, то тут он не мастак. Надавишь резко на газ – получишь провал, выбираться из которого придется под надрывный рев мотора.
Кстати, ручной режим почти не дает задержек при переключениях вниз, а вот вверх передачи отщелкиваются с быстротой «автомата». Интересно…
Хорошо жить – еще лучше!
Ты знаешь, что такое «автомат», но эта штука именно на УАЗе просто переворачивает твое сознание. В кожаном кресле сидишь, выше, чем в «Круизере», и в грязь, и в ямы, и в прочие непотребства рванешь с большим усердием, чем владелец рафинированного и дорогущего «японца».
Ты – хозяин положения. У тебя – автомат (ставлю без кавычек – очень хочется). Он сегодня есть почти у всех, но ты на «Патриоте»!!! Едешь!!! М не дергаешь «кочергой»!!! И сам не дергаешься!!!
Едешь, прощая этому аппарату все его наследственные заморочки. Да, кстати, рысканья и необходимость отлавливать машину никуда не исчезли. Хотя стало чуть лучше. Но я рассматриваю это уже как бонус. Ну, надо же себя в тонусе держать!
Фото автора и DRIVENN.RU