Найти в Дзене
УАЗбука - не только про УАЗ!

И по земле и по воде: суперлегкий катер на воздушной подушке Торнадо F50

Оглавление

Ещё со времен всепоглощающей увлеченности журналом Моделист-Конструктор (который, кстати существует и поныне) в голове сложился стереотип катера на воздушной подушке как чего-то недосегаемого, но практически всепроходимого.

Схема катера на воздушной подушке «Неистовый». Журнал "Моделист-Конструктор" 1975 год.
Схема катера на воздушной подушке «Неистовый». Журнал "Моделист-Конструктор" 1975 год.

Сейчас ситуация с возможностью приобрести/посмотреть/пощупать такой транспорт намного проще, хотя цена на эти СВП всё еще высокая.

СВП - Судно на воздушной подушке. Это судно, у которого вся масса или значительная ее часть поддерживается над водой (грунтом, льдом и т.д.) силами избыточного давления воздуха, постоянно нагнетаемого под днище в полость, называемую воздушной подушкой.

Одной из самых бюджетных моделей СВП на нашем рынке был катер на воздушной подушке Tornado F50, выпускаемый компанией ООО «Артель» ЛТД из Николаева. К примеру, в 2014 году Tornado F50 продавался по цене в 740 тысяч рублей.

Катер на воздушной подушке Tornado F50
Катер на воздушной подушке Tornado F50

Tornado F-50 способен передвигаться практически над любой поверхностью, будь то вода, болото, земля или лед, и делает это он очень быстро: максимальная скорость по суше 60 км/ч, по воде 75 км/ч, на льду до 100 км/ч.

Для непотопляемости, в конструкции корпуса, предусмотрены блоки плавучести объемом 250 литров.

СВП Tornado F50
СВП Tornado F50

Сам корпус СВП изготавливается из стеклопластика.

Процесс изготовления корпуса Tornado F-50. Фото Дмитрий Удовицкий
Процесс изготовления корпуса Tornado F-50. Фото Дмитрий Удовицкий

В процессе изготовления корпусу СВП можно придать практически любой цвет.

Tornado F50 выпускается в двух вариантах ( R ) и ( I ). Буква "R" означает, что СВП предназначен для российского рынка и на нем установлен двигатель РМЗ-550. Второй вариант подразумевает установку итальянского двигателя Victor 1 Super и нацелен на европейский рынок.

Двигатель воздушного охлаждения
Двигатель воздушного охлаждения

Российский двигатель РМЗ-550 двухтактный, воздушного охлаждения. При весе в 32 кг. (вместе с резонатором и глушителем) он способен выдать мощность в 55 л.с.

Основные характеристики двигательной установки СВП

Двигатель РМЗ-550 (Россия)
Трансмиссия ременная
Мощность 55 л/с
Расход топлива 10-15 л/ч
Охлаждение воздушное принудительное
Число карбюраторов 2 шт
Тип карбюратора MIKUNI VM34-619
Аккумулятор 12В
Система зажигания бесконтактная электронная тиристорная
Стартер электростартер (возможен ручной стар­­тер)
Рулевой механизм Tornado F-50
Рулевой механизм Tornado F-50

Девятилопстной пропеллер диаметром 0.86 метра, выполнен из полиамида и армирован стекловолокном.

Юбка имеет 54 сегмента, сделана из армированного нейлона покрытого слоем износостойкого полиэтиленового эластомера Хайпалон (Hypalon).

Органы управления Tornado F-50
Органы управления Tornado F-50

Приборная панель исполнена сразу с интегрированными зеркалами (отчего у неё получился вид Чебурашки), оснащена, помимо спидометра, еще тахометром и вольтметром.
В качестве руля применен мотоциклетный руль с ручкой газа и чоком холостого хода.

Сиденье съемное, рассчитано на 2 человек.

На крыльях СВП нанесено антискользящее покрытие. На носу установлен U-образный буксировочный рым болт, по бокам имеются швартовые утки.

-9

Tехнические характеристики СВП

Габариты 3150х1890х1540 мм
Диаметр пропеллера 0,86 м
Топливный бак 18 л
Запас хода 200 км
Запас плавучести 250 л
Уровень шума 80 дБ
Число пассажиров 2 чел
Масса перевозимого груза до 200 кг по воде
до 300 кг по суше
Высота преодолеваемых препятствий 0,2 м
Высота волны до 0,4 м
Максимальная скорость до 100 км/ч
Масса катера 230 кг

Помня о преимуществах катера на воздушной подушке, стоит не забывать и про недостатки, такие как высокий уровень шума, отсутствие тормозов, опасность повреждения нежной юбки. К чисто техническим вопросам сейчас ещё добавляется и цена.

К примеру, сейчас, СВП Tornado F50 стоит уже 1 млн.380 тыс. рублей.
Так что массовыми катера на воздушной подушке навряд ли станут.

В продолжении темы:

А нужна ли лодка РИБ?

УАЗ-шнекоход. Что это за зверь?

Вездеход, который круче ШЕРПа

Катера
7974 интересуются