Авто в лизинг для физлиц. Сервисы, доступные в РФ в 2020 г.
В продолжение налоговой темы: Лизинг vs. Кредит - что выгоднее? Разбор налога на прибыль при покупке в Кредит.
Продолжаем серию публикаций на канале "PRO. Лизинг", посвященных выбору наиболее оптимального способа приобретения автотранспорта для юридических лиц и ИП с использованием заемного капитала: что выгоднее - лизинг или кредит?
В предыдущей статье мы подробно разбирали легальную оптимизацию налога на прибыль для ОСНО и УСН при покупке автомобиля в Кредит. В данной статье продолжим разбор налогообложения прибыли и схему легальной оптимизации налога на прибыль, но уже с помощью лизингового финансирования покупки авто.
Налог на прибыль.
Продублирую сжато теорию:
Налог на прибыль - прямой налог, ставка 20%, начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами (налоговая база). Прибыль считается как результат вычитания суммы расходов из суммы доходов организации.
Доходы организации - это выручка от продаж товаров / услуг + внереализационные доходы (дивиденды по инвестициям, проценты по депозитам, курсовая разница валют и проч).
Чтобы минимизировать налог, выгодно поставить на расходы предприятия как можно больше платежей, тем самым снизив налогооблагаемую базу. Причем, государство уже прописало в Налоговом кодексе весь разрешенный перечень расходов, которые можно использовать для уменьшения налогооблагаемой базы.
Перечень разрешенный расходов содержится в статье 318 НК РФ (прямые и косвенные расходы на производство и реализацию) и статье 265 НК РФ (внереализационные расходы). То есть уменьшать доходы разрешено только на те виды расходов, которые перечислены в данные статьях, все иные платежи расходами признаны не будут.
Более того, есть даже отдельная статья 270 НК РФ, которая содержит перечень часто встречающихся в бизнесе расходов, которые ни при каких обстоятельствах нельзя учитывать при определении налоговой базы налога на прибыль. Таких пунктов набралось аж 49 (с подпунктами).
Приобретение автомобиля в Лизинг на ОСНО.
Ситуация та же, как и в предыдущей статье:
- юрлицо на ОСНО (плательщик НДС и налога на прибыль) хорошо проработало два с половиной месяца из трех квартальных, пусть будет 75 млн рублей выручки за период, а вот затраты на сырье, материалы, зарплату, аренду, доставку, складирование товаров бухгалтер по документам насчитал максимум на 70 млн рублей.
Важно! Здесь и далее все суммы берем без НДС, так как налог на прибыль рассчитывается от "чистых" цен.
Решение - приобретаем в лизинг 5-милионный автомобиль для руководителя. Задача - легально оптимизировать уже в текущем квартале максимум от расчетной суммы налога на прибыль в размере 5млн * 20% = 1 млн руб.
Так как кредит для сравнения брался на год, то и лизинговый график будем использовать годовалый и с большим первоначальным платежом =49%, стараясь получить максимальную экономию по налогу на прибыль.
Обращусь на сайт одной из крупнейших лизинговых компаний РФ (топ-5), где в приведенном калькуляторе посчитаю примерный график финансирования (скорее всего, реальные цифры в договоре будут подороже, чем считалка на сайте, но возьмем примерный расчет за основу):
Важно! Здесь и далее все суммы берем без НДС, так как налог на прибыль рассчитывается от "чистых" цен.
Итак:
- Стоимость авто 5 млн руб (за вычетом НДС получаем 4.166.666 руб);
- Первоначальный взнос 49% = 2.450.000 руб (или 2.041.683 руб без НДС);
- Срок лизинга 12 месяцев (на самом деле выходит 1 первый платеж +12 = 13 месяцев);
- Ежемесячные платежи= 235.959 руб (или 196.632 руб без НДС);
- Страховки, все эксплуатационные платежи оплачиваются отдельно, в сравнении участвовать не будут.
Что нам позволит списать на затраты НК РФ в данном случае?
Пункт 10 ст. 264 НК РФ говорит нам, что на затраты в полном объеме мы можем поставить:
Лизинговые платежи за принятое в лизинг имущество, а также расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг. В случае, если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, расходами, учитываемыми в соответствии с настоящим подпунктом, признаются лизинговые платежи за вычетом суммы амортизации по этому имуществу, начисленной в соответствии со статьями 259 -259.2 настоящего Кодекса;
В этом пункте есть два очень важных для понимания тезиса. Давайте разберем их подробнее.
Во-первых, НК РФ четко формулирует - именно лизинговые платежи могут относиться на затраты в полном объеме. Почему это так важно? А потому, что ряд российских лизинговых компаний, в том числе очень крупных, входящих в топ-5 российского рынка, оформляют первый, самый крупный платеж по договору (а в нашем примере он, напомню, составляет целых 49% от стоимости авто), не как лизинговый, а как авансовый платеж. Вроде бы по смыслу сделки все правильно: лизинговая компания сначала берет с клиента аванс, потом приобретает для него автомобиль за полную стоимость и наконец передает клиенту в лизинг. Однако, формулировка в договоре лизинга "платеж №1 - авансовый" начисто лишает вас возможности поставить на затраты в текущем периоде этот самый крупный платеж. Почему? Потому что аванс - это задаток, термин, означающий намерение заключить в будущем полноценную сделку. А раз в будущем, то на текущие затраты авансы ставить нельзя, статья НК РФ четко пишет - только лизинговые платежи уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, не авансовые.
Как же ставить на затраты авансовый платеж? Его списывают частями, пропорционально сроку договора лизинга. Т.е. если в нашем примере договор лизинга заключен на 13 месяцев, то списывать на затраты авансовый платеж мы будем вынуждены по 1/13 ежемесячно, что составляет ~157.000 рублей ежемесячно, что даст экономию на налоге на прибыль (20%) около 31.400 рублей в месяц, не более! О постановке на затраты всей суммы первого платежа 2,45 млн руб и экономии 490.000 рублей налога на прибыль в текущем квартале при авансовой формулировке речи нет!
Что же делать в таком случае? Если для ЮЛ действительно важно получить максимальное снижение базы по налогу на прибыль именно в текущем квартале, нужно выбирать лизинговую компанию, которая оформит платеж №1 именно как лизинговый, а не как авансовый.
Во-вторых, пункт 10 ст. 264 НК РФ устанавливает правила соотнесения на затраты лизинговых платежей и амортизационных начислений на лизинговое имущество. Да, на лизинговое имущество так же можно начислять амортизацию, но нужно учитывать два условия.
- По договору лизинга балансодержателем имущества должен быть клиент, а не лизинговая компания. Как правило, это условие проблем не доставит, все лизинговые компании предлагают клиентам оба варианта учета лизингового имущества: как на балансе клиента, так и на балансе лизинговой компании. Для начисления амортизации нужно, чтобы балансодержателем был именно клиент.
- Поставить на затраты и лизинговый платеж в полном объеме, и амортизационное начисление - не получится. Почему? Статья четко говорит: на затраты можем поставить лизинговые платежи за вычетом суммы начисленной амортизации
Давайте разберем на нашем примере.
Допустим, мы заключили с лизинговой компаний договор, согласно которому балансодержателем имущества будет ООО-лизингополучатель. Лизинговая компания при этом оформляет первый платеж (49%) как лизинговый, а не авансовый. Проблем для списания лизинговых платежей на затраты и начисления амортизации нет.
Определяем, к какой амортизационной группе относится приобретаемый автотранспорт (подробнее механизм начисления и амортизационные группы мы рассматривали в предыдущей статье). Пусть будет мощный 4-литровый авто, попадающий в 5-ую группу с минимальным сроком полезного использования 7 лет (84 месяца). Таким образом, ежемесячно мы будем начислять амортизацию и снижать налогооблагаемую базу в размере
4.166.666 / 84 = 49.603 рубля.
В тоже время на затраты для сокращения базы налога на прибыль мы сможем поставить первый лизинговый платеж в размере:
2.041.683 - 49.603 = 1.992.080 рублей;
последующие лизинговые платежи в размере:
196.632 - 49.603 = 147.029 рубля.
Т.е. для расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль будут браться лизинговые платежи всегда за вычетом суммы начисленной амортизации за тот же месяц.
Даст ли нам дополнительную налоговую оптимизацию начисление амортизации на лизинговое имущество? В краткосрочном периоде, пока действует договор лизинга - нет, амортизация никакого эффекта не даст. Как ставили на затраты сумму, равную очередному лизинговому платежу, так и будем ставить.
Очень часто менеджеры лизинговых компаний используют такой аргумент в пользу договора лизинга, как применение ускоренной амортизации. Действительно, п.2. ст. 259.3 НК РФ предоставляет возможность использовать повышающий коэффициент *3 для расчета амортизации лизингового имущества при условии:
- балансодержатель - клиент;
- имущество относится к 4 и выше амортизационной группе (1-3 группы применять повышающий коэффициент не могут).
Но что это нам даст? Да ничего. В нашем примере амортизацию мы можем начислять х3:
4.166.666 / 84 * 3 = 49.603 * 3 = 148.809 рублей.
При этом на затратылизинговый платеж в первый месяц поставим за вычетом:
2.041.683 - 148.809 = 1.892.874 рубля;
А в последующие месяцы лизинговые платежи на затратах для уменьшения налога на прибыль будут учитываться в размере: 1
196.632 - 148.809 = 47.823 рубля.
Т. е. в нашем примере применение ускоренной амортизации *3 лизингового имущества, суммы затрат для уменьшения налоговой базы на прибыль уменьшились на 100.000 рублей в месяц! Таким образом, налог на прибыль придется платит на 20.000 рублей больше ежемесячно. Вопрос - зачем?
Таким образом, начисление амортизации как в обычном, так и в ускоренном порядке для лизингового имущества во время действия договора лизинга не даст клиенту никакой налоговой оптимизации. На затраты в любом случае удастся поставить сумму, не превышающую ежемесячный лизинговой платеж. Аргументы менеджеров лизинговых компаний про преимущества ускоренной амортизации лизингового имущества - полная фигня.
Но я могу расписать абсолютно законную схему, которая позволит в долгосрочном периоде с помощью договора лизинга и амортизации списать на затраты сумму, вдвое превышающую изначальную стоимость предмета лизинга... Интересно?)) Напишите запрос в комментариях, наберем 50 запросов и на канале будет бонусная статья с детальным расчетом на нашем примере схемы двукратного списания на затраты стоимости лизингового автомобиля ;)
Итого, экономия налога на прибыль при применении автолизинговой сделки на ОСНО:
- Списание на расходы 49% от стоимости покупки уже в квартал приобретения - экономия на налоге 408 тыс руб в первый квартал (при условии, что первый платеж по графику - лизинговый);
- Списание на расходы в течение еще 12 месяцев всех оставшихся лизинговых платежей по графику с учетом удорожания, а это суммарно 2,360 млн руб без НДС, что даст экономию на налоге на прибыль 472 тыс руб (39,3 тыс руб экономии ежемесячно);
- Дополнительное списание на затраты амортизационных отчислений, начиная со 2-го по 7-ой год эксплуатации автомобиля включительно (когда договор лизинга уже завершился), что даст примерно 4.166.666 руб/7 лет = 595.238 рублей амортизационных начислений ежегодно, или 119 тыс руб экономии налога на прибыль ежегодно;
- Списание эксплуатационных затрат по содержанию автомобиля (одинаковые при любом способе покупки, в сравнении можно не учитывать).
Таким образом, мы смогли компенсировать за один квартал 408.000+52.000*2 = 512.000 рублей налога на прибыль с помощью покупки автомобиля в лизинг (в течение квартала мы успели получить одобрение, заключить договор с лизинговой компанией, внести первый лизинговый платеж 49%, забрать автомобиль и сделать еще два платежа по графику до конца квартала. Сложно, но теоретически - возможно).
В течение целого года сумма экономии на налоге уже составит 408.000 + 39.300 *11 = 840.300 рублей, что уже почти в 2 раза больше, чем при схеме покупки автомобиля в Кредит или в деньги на фирму на ОСНО!
Делюсь с вами еще одним практичным "лайвхаком", как с помощью лизинговой сделки совершенно законным образом увеличить сумму затрат уже в текущем квартале.
По условиям нашего договора лизинга, первый лизинговый платеж составляет 49% от стоимости автомобиля. На первые платежи больше 50% лизинговые компании никогда не идут, так как есть риск признания сделки не лизинговой, а куплей-продажей в рассрочку, что меняет экономику и налоговые начисления участников сделки.
Но, статья 264 НК РФ в п.3, п.14 и п.15 позволяет нам соотнести на затраты "комиссионные сборы, информационные и консультационные услуги". Многие лизинговые компании имеют возможность заключить с клиентом помимо лизингового еще и консультационный договор; а в самом лизинговом договоре предусмотреть сумму единоразовой комиссии за сделку в процентах от стоимости имущества. За счет этих инструментов можно дополнительно увеличить затраты в первом квартале на +5% (комиссия) и +50.000 руб (информационно-консультационные услуги), что даст дополнительную экономию на налоге на прибыль 50-55 тыс рублей в нашем примере.
ВАЖНО! Необходимо строго отслеживать экономику сделки: сумма полного договора лизинга с удорожанием в варианте + комиссия + консультационные услуги должна быть меньше или равна стоимости полного договора лизинга в варианте без комиссии и консультационных услуг.
Зачем лизинговой компании заключать дополнительные договоры комиссии и консультаций если сумма договоров при этом не возрастает? На самом деле им это тоже очень выгодно, так как позволяет получить +5+6% чистого дохода от сделки уже в первый месяц договора, а не ждать 12 месяцев полных выплат по графику платежей.
Покупка авто в Лизинг на ЮЛ на УСН (доходы-минус расходы 15%).
А что же происходит при покупке в лизинг автомобиля на ООО, которое работает на "упрощенке" и учитывает расходы?
Исходники возьмем те же самые, что были выше, тот же авто и лизинговый график. Смотрим статью 346.16 НК РФ, которая определяет расходы для "упрощенцев", пункт 4 - на затраты разрешается списывать лизинговые платежи за имущество. Т.е. можем точно так же списывать лизинговые платежи по графику, как и в примере ОСНО, только экономия на налоге будет не 20%, а 15%.
Выгодно ли? Не очень. Пункт 1 той же статьи позволяет полностью поставить на затраты приобретенное в собственность основное средство в течение одного налогового периода, мы уже рассматривали пример в предыдущей статье.
Лизинговое же имущество не является собственностью клиента, и под действие данного пункта никак не попадает, таким образом можно списывать только лизинговые платежи по графику и выкупной платеж в самом конце договора.
Подведем итог противостояния Лизинг vs. Кредит в вопросе экономии налога на прибыль:
Лизинг на ОСНО выгоднее кредита или покупки в деньги, так как позволяет списать 50%+ уже в первый квартал совершения сделки, дополнительно есть возможность списать на затраты еще 1-2 ежемесячных платежа, а так же комиссионные или консультационные платежи и увеличить экономию по налогу;
- Покупка в кредит или в деньги на ОСНО позволяет сразу ставить на затраты только 30% от стоимости автомобиля (но его нельзя будет продать в течение 5 последующих лет, иначе налог на прибыль пересчитают);
- При покупке в кредит /в деньги списывать на затраты ежемесячно разрешено только амортизационные начисления (из расчета 5-10 лет эксплуатации авто, в зависимости от группы амортизации), а так же процент удорожания по кредиту;
- При покупке в лизинг на затраты ставятся платежи по графику в полном объеме. Так же есть возможность начисления ускоренной или обычной амортизации (балансодержатель - клиент), но это не даст дополнительной экономии, так как суммы амортизации будут вычитаться из лизинговых платежей при расчете налогооблагаемой базы.
Кредит или покупка в деньги на УСН ("упрощенке") выгоднее, чем лизинг, так как упрощенцы имеют возможность поставить на затраты приобретенный автомобиль уже в течение одного налогового периода (календарного года) в полном объеме. Покупка авто в 4-м квартале года вообще позволит списать полную стоимость авто на затраты за период в 2-3 месяца до конца года, чего не сможет предложить лизинговая форма сделки. При этом, сумма переплаты при покупке в кредит будет ощутимо меньше, чем при лизинговой сделке.
Ставлю Лизингу +1 балл за выгоду для ОСНО, а Кредитному способу +1 балл за выгоду для УСН.
Счет в противостоянии становится:
В следующей статье продолжим рассмотрение этих финансовых инструментов с точки зрения документооборота, бюрократии и скорости принятия решения о финансировании сделки.
Подписывайтесь на канал, будет много полезной информации, чтобы Вы не теряли свои деньги!
Полезные публикации канала, посвященные сравнению Кредита и Лизинга:
1. Стартовые условия покупки автомобиля в лизинг и в кредит для корпоративных клиентов - где скидки будут больше и почему?
2. Лизинг и Кредит - что дороже? Выбираем способ, который был бы более выгоден для клиента при прочих равных условиях.
3. Разбор транспортного налога и налога на имущество организаций - есть ли отличия при покупке в лизинг и кредит?
4. Разбор НДС при лизинге и кредите. Где выгоднее?
5. Законная оптимизация налога на прибыль при покупке автомобиля в Кредит на юр лицо.