Найти тему
Авиатехник

М-50А. Советский проект сверхзвукового стратегического бомбардировщика

В 1956 году в ОКБ Мясищева начались работы по созданию новейшего стратегического бомбардировщика. Страна нуждалась в машине, которая могла бы доставить ядерную бомбу на другой континент (как основной вариант - Америка).

-2

Конструкторы спроектировали бомбардировщик, имеющий классическую схему с треугольным крылом и стреловидным цельноповоротным хвостовым оперением. Фюзеляж имел минимальное поперечное сечение.

Будущий самолет оснащался четырьмя двигателями, два из которых устанавливались на пилонах под крылом, а остальные - на конце крыла.

-3

Изначально проект имел название М-50, однако немного позже конструкторы поняли, что двигатель М16-17 (самый мощный на тот момент в Мире) не подходит под данную конструкцию, в силу того, что бомбардировщик получился весьма большим (размах крыла 27 м, длина фюзеляжа - 58 метров, взлётная масса - 238 тонн, основную часть от которой составлял запас топлива).

Название М-50А бомбардировщик получил сразу после того, как на него установили новую силовую установку - ВД-7А и ВД-7Б (первый двигатель имел форсажную камеру).

-4

М-50А вмещал всего только двух человек, которые могли расположиться только в кабине пилотов. Стрелок на борту отсутствовал, именно по этой причине кормовая пушечная установка по задумке должна была управляться дистанционным путем. На опытный образец эта пушка так и не попала.

-5

Дальность полёта М-50А составляла до 15 тысяч км. с учетом дозаправки, и до 12 тыс. км - без неё.

Конструкторы рассчитывали, что будущий бомбардировщик сможет преодолеть скорость звука, однако этого достигнуть не удалось.

Музей Монино. Единственный прототип М-50А до сих пор стоит в качестве экспоната.
Музей Монино. Единственный прототип М-50А до сих пор стоит в качестве экспоната.

В 1958 году завершилась постройка первого экспериментального прототипа. В 1959 году начались наземные испытания, в ходе которых отмечались множественные недоработки самолета, которые следовало исправить.

В октябре 1959 года М-50А впервые отрывается от земли, но на небольшую высоту относительно ВПП.

-7

Далее, 28 октября 1959 года под управлением лётчиков Н.И. Горяйнова и А.С. Липко состоялся полноценный полёт. Лётчики сумели поднял М-50А на высоту 1000м, выполнив два круга вокруг ВПП и затем совершили успешную посадку.

Следующий полёт стал более успешным. Бомбардировщик смог подняться на высоту в 5000 м, а также достиг скорости - 1010 км/ч.

-8

Всего к 1960 году было совершено 11 испытательных полётов, вместо запланированных 35. Сверхзвуковой скорости лётчик не смогли достичь, так-как самолет был не в состоянии преодолеть звуковой барьер.

-9

Проект свернули не только по причине плохих результатов полёта, но и из-за появления межконтинентальных ракет. в 1961 году история М-50А завершилась. СССР перестал нуждаться в подобных бомбардировщиках, так-как с ракетами дела обстояли куда лучше.

Если вам понравился данный материал, поддержите статью пальцем вверх! Также напоминаю вам о том, что у канала Авиатехник есть свой Instagram. Там вы увидите много интересных авиационных фотографий! *ссылка на Instagram*

Увидеть контент, не публикующийся здесь, вы можете на моем telegram-канале! Пишу различные заметки, публикую отдельные статьи и материалы из своих путешествий по России.

-10