Найти тему
Авиационное обозрение

Перспективы развития российской истребительной авиации.

Оглавление

Приветствую. Отвлечемся немного от обзорных статей и вспомним об аналитике. Оговорюсь сразу, на мнение профессиональных экспертов не претендую- обычные рассуждения человека отслужившего в свое время... Скажем так обыкновенная диванная аналитика, коей забиты все возможные масс-медиа околовоенной сферы. Попробуем сегодня порассуждать на тему того что ожидает нашу истребительную авиацию в ближайшем будущем. Отметим основные тенденции ее развития, возможные перспективы и направления. Исходить в своих суждениях мы будем по информации взятой из открытых источников, так что мое мнение чисто субъективное и ни в коей мере не является истиной в последней инстанции. Далеко мы заглядывать не будем и ограничимся временными рамками на ближайшие пару десятилетий. Итак начнем.

Российский истребитель пятого поколения Су-57.
Российский истребитель пятого поколения Су-57.

Основа наших ВКС. Тяжелые многофункциональные истребители.

Всего три десятилетия назад основу парка истребительной авиации составляли легкие фронтовые истребители (МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29), которые предназначались для ведения боевых действий на локальном участке фронта и имевшие ограниченный радиус боевого действия.

Но времена изменились кардинально и сейчас основу наших ВКС составляют тяжелые истребители семейства Су-27 и их модификаций (Су-30СМ, Су-35С). Легкие МФИ постепенно сходят со сцены. Уверен что данная тенденция будет сохранена и в ближайшей перспективе. Причин этому много, рассматривать их все- это материал явно не в рамках одной публикации. Через пару десятилетий основу тяжелых МФИ составят также самолеты четвертого поколения- одноместный Су-35С и двухместный Су-30СМ.

Не исключено что их общее число также будет увеличено и в рамках ГПВ до 2027 года будут закуплены дополнительные партии. Су-34 в рамках этой статьи не рассматриваю, все же это в первую очередь ударный самолет. Истребители семейства Су-27, такие как Су-27П, Су-27СМ, Су-27СМ3, будут постепенно списывать по причине выработки ресурса.

Что касается Су-35С и Су-30СМ в перспективе их максимально унифицируют между собой и прослужат они как минимум до 2040-х годов. Не так давно была информация что готовится контракт на модернизацию Су-30СМ до уровня Су-30СМ1, в рамках которого и состоится его унификация по многим составляющим с Су-35С. В частности они получат двигатели АЛ-41Ф1С и РЛС Н035 "Ирбис-Э".

Возможно впоследствии самолеты 4-ого поколения пройдут еще несколько модернизаций направленных на снижение их ЭПР, улучшение БРЭО, заимствование отдельных систем с истребителей пятого поколения (в частности АФАР), либо же произойдет добавление принципиально новых возможностей (к примеру использование РОФАР или гиперзвуковых ракет). Уверен что будет идти постоянное внедрение возможности применения новых типов боеприпасов (к примеру нам очень не хватает использования крылатых ракет большой дальности с самолетов тактической авиации, а также современных противокорабельных ракет). Как мы видим истребители 4-ого поколения не уйдет со сцены в ближайшее время. Из них будут выжимать максимум, благо задел на модернизацию заложили с большим запасом. Лишь бы были средства на реализацию программ по их модернизации, дабы мы могли и дальше на равных противостоять "улучшенным четверкам" потенциального противника и не быть мальчиками для битья в бою с их "пятерками". Заметим что таким же путем идут и наши партнеры стран НАТО- никто старичков массово не списывает, их модернизируют и улучшают. Иглы и Хорнеты также будут исправно нести службу наряду с новым поколением истребителей.

А что же пятое поколение? История Су-57 еще только начинается и я не думаю что через пару десятилетий ему удаться стать нашим основным истребителем. Говорить об этом можно будет только после того как он будет полностью доведен до ума. И именно это должно произойти в ближайшее десятилетие. Новый двигатель, новое вооружение, новые возможности. Только после того как все это заработает так как надо закупки "четверок" прекратят и полностью переключатся на Су-57.

Возможное развитие легких многофункциональных истребителей.

Ну а что же легкие фронтовые истребители? Неужели они окончательно сойдут со сцены и уступят место своим тяжелым собратьям? Вопрос довольно сложный. Думаю что да, но не в ближайшие два десятилетия это точно. Во-первых от них не отказываются наши противники. Рафали, Тайфуны, Гриппены, Фалконы - все они также будут нести службу после модернизации.

Во-вторых здесь вопрос чисто коммерческий. Большинству стран не нужны более дорогие и мощные тяжелые МФИ, им достаточно для использования менее дорогих легких вариантов. И чтобы не потерять потенциальные рынки нам так или иначе придется работать с этими самолетами. Если уж не для себя, то как минимум на экспорт. Что же касается наших ВКС, то МиГ-29СМТ, а также другие модификации этого семейства вскоре окончательно устареют, у них будет выработан ресурс и их продолжат списывать. Новый истребитель улучшенного четвертого поколения МиГ-35 если и будет закупаться, то явно не в таких объемах как нам бы того хотелось.

Особых подвижек в его продвижении пока не наблюдается. Думаю что определенное количество все же будет служить в наших ВКС, но в основном он пойдет на экспорт. Вполне возможно что после объединения корпораций Сухого и Микояна будет создан новый ЛФИ пятого поколения, возможно даже на основе наработок по проекту МиГ 1.44, но особо рассчитывать на это пока не приходиться. В сети полно фейков, бурных фантазий на эту тему, но факты вещь упрямая. Развитие мировой авиации идет по пути использования в составе Военно-воздушных сил единого боевого самолета. И видимо эти тенденции сохранятся и дальше. Хотя есть и исключения. Китай создал сразу два истребителя пятого поколения J-20 и J-31. Пойдем ли мы этим путем- покажет время.

Судьба специализированных самолетов перехватчиков.

Считаю это один из принципиальных вопросов в обороноспособности нашей страны. Но перспективы здесь пока не особо радужные. Наш единственный специализированный перехватчик МиГ-31БМ скоро отметит свое сороколетие, а замены ему пока нет. Конечно часть работ по перехвату воздушных целей могут выполнить и обычные истребители, но как говориться есть нюанс. Никто из них на таких скоростях и высотах как МиГ-31БМ не летает, и нельзя потерять компетенции в создании подобных самолетов. Году так к 2030-ому эти истребители начнут вырабатывать свой ресурс и их будут массово списывать. Упорно ходят слухи о создании нового перехватчика в рамках программы ПАК ДП (или МиГ-41), но пока никакой конкретики. Но мне почему-то кажется что замена все же будет. Иначе бы не было бы этой модернизации МиГ-31К под Кинжал, а также информации об использовании самолета в рамках создания противоспутниковой ракеты (возобновление еще советской разработки МиГ-31Д).

Но вот каким будет новый перехватчик- вопрос пока открыт. Если же работы все это время шли в закрытом режиме, то первые результаты должны появиться в ближайшие пять лет. Так что надеемся на лучшее.

А что с морской составляющей?

Пожалуй здесь самое удручающая ситуация. Су-33- прошлый век, по выработке ресурса уйдет на списание. МиГ-29К- посвежее. Да хотя это и не важно. У нас нет авианесущего флота. И я уверен что он не появится в ближайшие десятилетия. Единственный авианесущий крейсер в полумертвом состоянии и будет ли он восстановлен вопрос открытый. А без полноценного авианосца нет и морской истребительной авиации так таковой. Конечно ходят слухи о всевозможных Штормах, Ламантинах, но пока это всего лишь слухи и красивые модельки на выставках. Возможно будут какие-то подвижки, если для флота построят новые УДК аналогичные Мистралям. В принципе под них возможно возобновление программы по созданию нового истребителя с вертикальным взлетом и посадкой. Хотя нужен ли нам наследник Як-141- вопрос отдельного рассмотрения.

Если работы и начнутся то результата раньше середины 2030-х годов ожидать явно не стоит. Да, безусловно еще есть морская авиация наземного базирования, но ее развитие по сути зависит от того какие работы будут вестись с применяемыми там типами самолетов для ВКС. Безусловно хотелось бы получить улучшение для Су-30СМ или Су-34. К примеру возможность применения ракет Оникс или Циркон для более эффективного противодействия кораблям потенциального противника. Надеюсь что эти работы будут проведены.

А будет ли шестое поколение?

Честно- гадать на кофейной гуще желания нет. Вполне вероятно что работы в этом направлении начнутся (а возможно они уже начались), но до поры до времени их скроют за семью печатями. Будет ли самолет беспилотным, будет ли он гиперзвуковым, будет ли обладать лазерным оружием- никто это пока не знает.

Проект британского истребителя Tempest.
Проект британского истребителя Tempest.

Все эти предположения сейчас не стоят абсолютно ничего. Естественно пойдут слухи, различные фейки и какие-то концепты с красивыми презентациями. Но раньше середины двадцать первого века врятли что-то у кого-то появится воплощенное в металле. Хотя все будет зависеть от амбиций правящей элиты и геополитической обстановки в мире.

Общие выводы и итоги.

Что же по итогу? А имеем мы то, что в данный момент времени наступает самый настоящий переломный момент в сфере истребительной авиации. Советский задел заканчивается. Да, его еще хватит на пару десятилетий, а вот что дальше? Будущее будет зависеть от политической воли руководителей, экономических возможностей государства и компетенции соответствующих отраслей промышленностей и конструкторских бюро. Не хотелось бы заканчивать обзор на минорной ноте, но реалии таковы что как минимум по двум из этих пунктов нельзя быть уверенным на сто процентов. Но будем надеяться на лучшее.

С вами было Авиационное обозрение, подписывайтесь на канал, ожидайте новых материалов. Все фото взяты из открытых источников.