Начнем с небольшой справки: в 2019 году в нашей стране было продано 1,76 млн. новых автомобилей; на вторичке всё сложнее со статистикой, но есть данные от АвтоСтат по самым продаваемым моделям – 136 000 сделок по продаже ВАЗ-2114, примерно столько же Ford Focus (если сложить все поколения), на третьем месте ВАЗ-2107 с продажами более 118 000 штук. Если взять ТОП-10, то получится уже более 1 млн продаж.
Естественно на таком большом рынке спроса и предложения водится много разного рода мошенников, задача которых зарабатывать быстро, а не стабильно. Не буду ровнять перекупщиков к мошенникам, есть среди них и нормальные люди, которые, как минимум, берут на себя суету по подготовке автомобиля к эксплуатации – мелкий ремонт, химчистка, кузовной ремонт. Однако есть и нечистые на руку ребята, задача которых не продать, а “слить”.
На днях мне поступил звонок от близкого друга, у которого жена недавно получила водительское удостоверение. На первое время он решил ей взять что-то компактное и недорогое. Будучи фанатом VAG, он решил рассмотреть Skoda Fabia. Звонил он с места осмотра одного из автомобилей, с целью попросить “пробить” машину по номеру.
В объявлении было заявлено: 1 владелец девушка, родной пробег, без ДТП и ремонтов, продаёт собственник. Всё это продавец подтвердил в телефонном разговоре. Всё бы хорошо, и пробег судя по состоянию салона действительно небольшой, но смутил факт того, что весь крепеж по передней части откручивали – крылья, капот, бампер. Одна фара родная, а другая Depo. Еще до выезда друг проверял автомобиль по базам ГИБДД, никаких ДТП не числилось.
Я же решил проверять автомобиль в сервисе АвтоКомпромат.рф, так как он собирает всю информацию в одном месте + умеет находить то, что хотели тщательно спрятать. Во-первых, в отчёте меня сразу привлекла информация о том, что ПТС возможно дубликат. Реальных владельцев у автомобиля было три, дальше ПТС по каким-то причинам был восстановлен с одной записью. Поэтому продавец смело заявлял об одном владельце.
В официальных и неофициальных источниках ДТП действительно не было обнаружено. Однако век цифровой, все всё фотографируют, выкладывают в интернет. Сервис ищет любые фотографии, на которых присутствует номерной знак автомобиля. Так, например, сильное ДТП мог сфотографировать прохожий и выложить в новостное сообщество какой-нибудь социальной сети. При этом участники ДТП могли разойтись мирно без оформления. Бывший владелец, в своём бортовом журнале на портале Д2 выложил запись о том, что он попал в ДТП с фотографией состояния автомобиля.
Эти фотографии я выслал другу, который показал их “владельцу”, на деле перекупщику. Со слов, тот сначала немного побледнел и какое-то время внятного ничего не говорил. Потом видимо собрался с мыслями, начал рассказывать про фотошоп и то, что скидку нужно выбивать не так, а по-человечески: “Скажи сколько хочешь, я уступлю...”. Разговаривать дальше было бессмысленно, а от покупки такого варианта было решено отказаться.
Конечно ничего хорошего от объявления практически по низу рынка мы не ждали, но так как перекупщик подменил VIN (чтобы пройти проверки досок объявлений), а автомобиль на фото выглядит в общем-то хорошо, было решено рискнуть и оценить его. На деле же, выше скриншот из отчета АвтоКомпромата, автомобиль еще и с ограничениями. Наложены они из-за неоплаты владельцем услуг ЖКХ.
Не важно, каким сервисом будете пользоваться вы, я лишь рассказал о своём выборе – важно всегда всё проверять, особенно покупая автомобиль на вторичном рынке, где кроме как “да они и новые с автовозов падают”, может оказаться много юридических подводных камней.