Найти в Дзене

САМОЛЕТЫ ВОЕННЫХ ЛЕТ

Оглавление

Боевая авиация внесла значительный вклад в ход боевых действий против фашистских захватчиков. Представляем вашему вниманию третью публикацию о самолетах времен Великой отечественной войны.

САМОЛЕТ К-5

Один из наиболее популярных самолетов гражданской авиации тридцатых годов — пассажирский К-5 конструкции К.А. Калинина. Он был сравнительно дешев в производстве и экономичен в эксплуатации. Опытный самолет выпущен в 1929 году, в 1930—1934 годах построено 260 машин. Вплоть до начала Великой Отечественной войны самолеты К-5 использовались на линиях Аэрофлота. Во время войны они нашли применение в основном для обеспечения боевых действий партизанских отрядов и соединений.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТА К-5

Схема самолета  К-5
Схема самолета К-5
  • Конструкция самолета выполнена из недефицитных материалов. В обшивке передней части фюзеляжа, в капотах и конструкциях сидений применен дюралюминий. Кабина летчика и бортмеханика закрыта фонарем. Управление самолетом — двойное. Стабилизатор — с изменяемым в полете углом установки.
  • На первых ста самолетах установлен двигатель М-15 мощностью 450 лошадиных сил. В последующем двигатель заменен на М-22 мощностью 480 лошади-ных сил, а с 1933 года — на более мощный М-17ф. Полетная масса самолета е двигателем М-15 при полной загрузке 1475 килограммов — 3750 килограммов.
  • Крейсерская скорость — 157 километров в час, практический потолок — 4780 метров, максимальная дальность полета — 950 километров, максимальная продолжительность полета — шесть часов.

САМОЛЕТ Г-2

Под маркой Г-2 (грузовой, второй) в гражданской авиации эксплуатировался самолет АНТ-6 конструкции А. Н. Туполева. Он принадлежал к числу наиболее выдающихся самолетов того времени, был первым в мире четырехмоторным свободно несущим монопланом с двигателями, установленными в ряд, в носке крыла. Опытный экземпляр поднялся в воздух 22 декабря 1930 года. В 1933 году началось серийное производство.

Самолеты Г-2 использовались в как транспортные и грузовые. Они налетывали тысячи часов, ремонтировались и эксплуатировались до полного износа. В годы Великой Отечественной войны самолеты Г-2 активно использовались на фронте и в тылу. В частности, они сыграли большую роль при переброске под Орел воздушно-десантного корпуса для усиления обороны Москвы в начале октября 1941 года. А в январе 1942 года на них была организована доставка неотложных грузов для танковой промышленности, что позволило ускорить выпуск танков.

-3

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТА Г-2

Схема самолета Г-2
Схема самолета Г-2
  • Фюзеляж в своих контурах образован прямыми линиями, в поперечном сечении — трапециевидный. Конструктивно он состоял из трех частей, причем средняя составляла одно целое с центропланом. Четырехлонжеронное крыло состояло из центроплана и двух консолей. Стабилизатор — с изменяемым в полете углом установки. Обшивка крыла и фюзеляжа — гофрированная. Моторные рамы — сварные, из труб.
  • С двигателями М-17ф мощностью 500/730 лошадиных сил самолет имел следующие летно-технические характеристики. Полетная масса при полной загрузке 5821 килограмм — 17 тонн. Максимальная скорость на высоте 3000 метров — 168 километров в час практический потолок — 4200 метров.
  • Кроме М-17ф на самолетах Г-2 устанавливались также двигатели М-34РН мощностью 840/970 лошадиных сил. При этом полетная масса увеличивалась до 20 тонн (в отдельных случаях допускалось предельное ее значение 22 тонны), максимальная скорость — до 180 километров в час, практический потолок — до 4960 метров.

Журнал "Гражданская авиация" № 2, 1985 г.

-5