При копировании статьи на других ресурсах прошу указывать ссылку на оригинал, а Ваша оценка статьи (лайк) поможет продвижению этой статьи и даст понимание, что интересно, а что - нет.
Июнь 1996 года. Возвращаемся с отпуска.
Прилетели в Душанбе в районе обеда, сразу пошли в авиаполк (23 ОАП), вдруг кто то с Московского прилетел и можно с оказией быстренько в Отряд попасть.
И о радость, у дежурного узнаем, что как раз с Отряда пришел борт и скоро пойдет назад. Пошли на взлетку, там около полковой стоянки площадка такая, квадратная, обычно оттуда улетали.
Стоит родимый, наш. Мужики все знакомые - правый Ванька Никишев, бортача не помню, а бортмех – Сашка Мацнев. Мы с ним еще в 1995 под двенашку (12 заставу) вместе спускались, когда 9 мая по ПгП Меркурий эрэс духовский прилетел.
Сашка тогда еще фельдшером отрядной ПМП был, а потом переучился – стал летать. Жаль, погиб 2 апреля 1999 года в зоне Пянджского отряда при падении вертолета. Тогда много хороших мужиков погибло.
Привет –привет, здоров- здоров. Пообнимались, спрашиваю - кто командир??
Мишаня М., говорят. УУУУ , вообще ништяк – друган мой,сколько раз летал с ним.
А где он, спрашиваю. А ща, отвечают, документы получит в полку и придет.
Сидим, курим, травим анекдоты. Сашка рассказывает, как недавно на высадке группы в горах саперы везли бутылку пластиковую, из под Пепси, с щелочью и перепутали – забрали Сашкину. Точно такую же, но с водой.
Ну, Санька то и решил испить водицы – глоток сделал. Лечился долго…
Тут и Мишаня показался, идет себе неторопливо. Разглядел, кто у борта сидит, заулыбался…
- Эй, кричу, майор М, ты кто??
А он с таким флегматично –удивленным видом отвечает – Я?? БЕЛЫЙ ОРЕЛ!!
Громовой хохот - словили первое ха-ха…
Подошел, тоже пообнимались. Мужики начинают готовиться к запуску.
Подъехал АПА ( аэродромный питающий агрегат), подцепился к борту для запуска.
Саня (Мацнев) становится перед бортом, наблюдать за процессом – так положено по технологии. Мишаня садиться в левую чашку и говорит:
- А сейчас мы с умным видом будем запускаться.
- А ты умеешь ?? – спрашиваю его, стоя у блистера снаружи.
- Я - нет , отвечает.
- А кто умеет ??
- Я – подает голос сзади Сашка Мацнев – только они меня выгнали.
Словили второе ха-ха.
И тут выясняется, что запуск не разрешают. Типа, недавно магистральную рулежку ремонтировали и теперь по ней до точки взлета на ВПП надо на буксире тащиться, без включения двигателей.
В чем тут прикол я так и не понял, но тогда на аэропорт кто только не базировался по ведомствам. Всякой твари по паре. И гражданские, и миротворцы и МО РФ и наши.
Делать нечего, парни цепляют водило(это такая штанга на колесах для буксировки вертолета) к передней опоре шасси и к АПА, которая на базе Урала.
Вот так это выглядело. сцепка в смысле.
Ну и потянул он их.
А поскольку в кабине экипажу делать нечего, мужики идут рядом. На место правого посадили сына Ваньки Никишова, пусть покатается.
Тут я произношу сакраментальную фразу – Запуск вертолета с толкача. По аналогии с автомобилем.
Мужики быстро сориентировались – один становится на нижнюю ступеньку трапа, второй – на цапфу правого шасси, третий – на цапфу левого шасси.
Но все становятся ОДНОЙ ногой, а второй – начинают отталкиваться от земли. Как на самокате.
И вся эта сцепка с пилотами –самокатчиками и пацаном в кабине на буксире Урала проезжает мимо стоянки армейцев.
Те в недоумении смотрят, понять не могут, что за хрень?
- Мужики, а чо это вы делаете?
- Вертолет с толкача запускаем!
- Это как??
-А вот ща будем его туда - сюда таскать, пока у него от набегающего потока воздуха винты крутиться не начнут и потом зажигание и запуск. Как на авторотации.
Ржание, наверное, за пределами аэродрома слышно было.
Ну а мы благополучно выбуксировались на место запуска, штатно запустились и улетели домой, в Московский пограничный отряд.
Такая вот непридуманная история.
Всем добра.
По местным правилам от количества лайков зависит количество показов статьи в ленте, следовательно больше людей её увидит.