Для начала приведем немного общей статистики по отечественному авторынку: продажи новых автомобилей упали на 2,3% в 2019 году и, вероятно, упадут еще на 2,1% в 2020 году — прогнозирует Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Цены на личный транспорт растут в связи с повышением утилизационного сбора и НДС и, по некоторым прогнозам, превысят инфляцию. Также на несколько пунктов снизился процент одобрения автокредитов из-за ужесточения требований и правил к заемщикам, призванных охладить рынок автокредитования.
Падение произошло, несмотря на небольшой скачок интереса покупателей в декабре, но Йорг Шрайбер, глава Mazda в России, который также возглавляет Комитет автопроизводителей АЕБ, сказал, что это явление связано с сезонным эффектом.
Американский гигант Ford вообще потерпел в России крах: продажи автомобилей этой марки упали на 57% в 2019 году.
Вслед за АвтоВАЗом, контролирующим более пятой части отечественного рынка, ведущими брендами автомобилей в России в 2019 году стали Kia, Volkswagen, Renault, Hyundai и Toyota.
Падение рынка произошло несмотря на активную рекламную и маркетинговую деятельность автопроизводителей, причем Шрайбер заявил, что без более серьезной поддержки со стороны российского правительства сама отрасль мало что может сделать для увеличения продаж.
Теперь переходим к непосредственной статистике. При выборе новых автомобилей, россияне показали себя патриотами: самой востребованной моделью в минувшем году оказалась Lada Granta. Ее приобретением могут похвастаться 135 831 наших соотечественников. Интересно, что ее популярность по сравнению с 2018 годом выросла на четверть! На втором месте утвердилась Lada Vesta — 111 тыс. машин обрели своих владельцев. С ощутимым отрывом замыкает тройку лидеров Kia Rio, которую предпочли 92,5 тыс. жителей России, при этом, если сравнивать продажи с 2018 годом, можно увидеть падение более чем на 7%. Зато в рейтинге автомобилей с АКПП Kia Rio стала лидером. Всего же на российском рынке личный транспорт с автоматической коробкой передач занимает 59%.
Россияне стали все чаще отдавать предпочтение автомобилям побольше. Среди кроссоверов бесспорным лидером стал Hyundai Creta: почти 75,5 тысяч новых автомобилей этой модели были проданы в России в прошлом году. Второе место с куда менее масштабным результатом занял бюджетный французский кроссовер Renault Duster — почти 40 тыс. машин.
Московские рейтинги несколько отличаются от общероссийских: жители столицы покупают в основном иномарки, самой популярной из которых стал Volkswagen Polo. Отечественный автопром москвичи вовсе не жалуют, так что ни одна модель Lada не попала в десятку самых популярных. Зато попали такие автомобили как Kia Rio, Hyundai Solaris, Kia Optima, Nissan Qashqai. Это что касается новых машин — на вторичной рынке ситуация несколько иная. Машины с пробегом (всего было продано около 270 тыс.) были несколько более востребованы, чем новые, и продано их было на 30 тыс. больше. Первое по популярности место среди подержанных автомобилей занимает Ford Focus, за ним следует Hyundai Solaris и Skoda Octavia. В первую десятку по востребованности среди москвичей также вошли BMW 5-Series, Mercedes-Benz E-Class и BMW 3-Series.
В Северной столице в минувшем году было продано 150 тыс. подержанных автомобилей, то есть почти вдвое меньше, чем в Москве, но самым популярным также стал Ford Focus. Правда, интерес к нему среди петербуржцев упал почти на четверть, если сравнивать с 2018 годом. Что касается новых автомобилей, то в 2019 году жители Санкт-Петербурга чаще всего выбирали Kia Rio, Hyundai Creta и Volkswagen Polo, причем продажи каждой модели сильно упали относительно 2018 года.
Интересно, что несмотря на общее снижение спроса, россияне стали чаще приобретать подержанные автомобили класса люкс, особенно это касается Bentley.