Найти в Дзене
машина

Энциклопедия УАЗоидов, ч.7

Нельзя не сказать и о целой группе уазоидов, объединенных общим безликим названием «Транспортное средство мод. 17144 для перевозки сельских рабочих бригад». На территории РФ такие машины одно время выпускало не менее 12 предприятий!

Николай Марков, Денис Дементьев

Как уже было сказано в предыдущей части, в 1980-х годах передвижные мастерские и лаборатории на шасси УАЗ строили многие ремонтно-механические и авторемонтные предприятия системы «Госкомсельхозтехники». В подавляющем большинстве их разработкой занимались ЦПКТБ «Росагропромремтехпроект» при Госагропроме РСФСР вместе с институтом «ГОСНИТИ». Как правило, бюро занималось разработкой конструкторской документации на кузов, давало рекомендации при выборе завода-изготовителя, организовывало необходимые испытания, а институт проектировал внутреннюю начинку и оборудование этих мастерских и лабораторий. При этом единственным чисто пассажирским автомобилем на шасси УАЗ, разработанным ЦПКТБ, был микроавтобус ТС-17117 "Каспиец" для Махачкалинского ремзавода.

ТС-17117 "Каспиец". Заводское фото
ТС-17117 "Каспиец". Заводское фото

В связи с очередной реорганизацией в системе управления народным хозяйством в 1991 году ЦПКТБ фактически было ликвидировано, а все сотрудники отдела автотранспорта были переведены в НПО «Агропромпрогресс». Одним из первых автомобильных проектов этой организации в июле 1991 года стала разработка передвижной мастерской МП-17144 «Алтаец» для Ремонтного завода «Павловский». Однако она не вышла из стадии проектных работ, поскольку надобность в ней отпала
в связи с ликвидацией колхозов и совхозов. Зато спроектированная следом к концу того же года грузопассажирская машина ТС-17144 «Ермак» попала в «десятку»! Это был миниатюрный вахтовый автомобиль на шасси УАЗ-3303-01 с отдельно установленным сварным кузовом, каркас которого состоял из труб прямоугольного сечения. В салоне находились 5 мест для сидения и отопитель.

Опытный образец ТС-17144 «Ермак» Павловского ремзавода. Фото из заводского архива
Опытный образец ТС-17144 «Ермак» Павловского ремзавода. Фото из заводского архива

Первые товарные машины ТС-17144 в Павловске построили в 1992 году. Впоследствии завод начал выпускать модификацию «Ермака» с задней багажной дверью, поднимающейся вверх. Вторым изготовителем ТС-17144 стало АП «Самараавторемонт» (бывший Куйбышевский АРЗ). Первый опытный образец ТС-17144С («С» — «самарский») на шасси УАЗ-3303 был изготовлен в Самаре в мае 1992 года. Он имел отличный по архитектуре кузов с иным остеклением и мог перевозить в кузове уже не 5, а 6 пассажиров. Спустя месяц завод приступил к изготовлению подобных машин. Серийные образцы стали именоваться ТС-17144 «Волгарь». В ноябре 1992 года предприятие, переименованное в АОЗТ «Самарский авторемонтный завод», начало предлагать покупателям модернизированные варианты вахтового автомобильчика: модели ТС-17144Б и ТС-17144И. Они имели одинаковую вместимость, но у модели «Б» сзади появилась дверь. В 1994 году САРЗ в этом же кузове начал выпускать промтоварные фургоны ТС-17144Д и их изотермические варианты ТС-17144ДИ.

ТС-17144Б Самарского АРЗ. Фото Николая Маркова
ТС-17144Б Самарского АРЗ. Фото Николая Маркова

В 1993 году «классический» вариант ТС-17144 начали выпускать ещё два предприятия. Одно из них – пермское ТОО «Агрореммаш». Его машины под брендом «Кама» были аналогичны тем, что выпускались в Павловске. Единственны видимым отличием было отсутствие гофрированной обшивки кузова.

ТС-17144 пермского ТОО «Агрореммаш». Фото Олега Чалкова
ТС-17144 пермского ТОО «Агрореммаш». Фото Олега Чалкова

Второй изготовитель – АООТ «Ульяновский авторемонтный завод». Первые выпущенные в Ульяновске образцы имели два глухих окна в задней стенке и неостекленную пассажирскую дверь сбоку. На рубеже 1993-1994 годов у них появилась одностворчатая запасная дверь с окном, а пассажирская также стала остекленной. С 1995 года ТС-17144 производства УАРЗ получили новую плоскую крышу. Есть также сведения, что ТС-17144 с марта 1993 года планировали выпускать и на АООТ «АРЗ «Минусинский» в пос. Городок Красноярского края, но информации об этих машинах нет. Возможно, их изготовили в небольшом количестве.

Первый опытный образец ТС-17144 Ульяновского АРЗ. Заводское фото
Первый опытный образец ТС-17144 Ульяновского АРЗ. Заводское фото
ТС-17144 Ульяновского АРЗ. Фото Дениса Дементьева
ТС-17144 Ульяновского АРЗ. Фото Дениса Дементьева

Спрос на ТС-17144 в начале-середине 1990-х годов был огромным. Универсальность применения кузова как для пассажирских, так и для грузовых перевозок делали эти автомобильчики многофункциональными и вместе с тем относительно недорогими по сравнению с микроавтобусами УАЗа. Такая конъюнктура привлекала многих потенциальных изготовителей, которые к тому моменту делали спецкузова на шасси УАЗ и хотели производить их в пассажирском исполнении. Однако основным препятствием для них оставались сложности в оформлении документации и проведении испытаний. Поэтому некоторые предприятия обращались за помощью в «Агропромпрогресс». Будучи разработчиком и владельцем документации на ТС-17144, институт брал на себя обязательства по отлаженной схеме дополнить проект очередной «модификацией», согласовать документацию и получить в ГАИ свидетельство, которое давало право на регистрацию переоборудованных автомобилей. Фактически это свидетельство являлось разрешением на серийный выпуск в обход процедур сертификации по системе ГОСТ Р. Так в январе 1993 года появился на свет, например, вахтовый автомобиль ТС-17144А. Его серийное производство наладил Авторемонтный завод «Плавский» (Тульская обл.), который до этого в этом же кузове выпускал лаборатории охраны труда ЛОТ-2 и передвижные мастерские МПР-18326. Понятно, что по кузову он не имел ничего общего с другими машинами из проекта «17144». Аналогично были изготовлены ТС-17144ТТТ, производителем которых в декабре 1993 года выступило ТОО «Абаканское предприятие ТТТ», и микроавтобусы ульяновского АООТ «Строймаш».

ЛОТ-2 Плавского АРЗ. Фото Николая Маркова
ЛОТ-2 Плавского АРЗ. Фото Николая Маркова
МПР-18326 Плавского АРЗ. Фото из заводского архива
МПР-18326 Плавского АРЗ. Фото из заводского архива
ТС-17144А Плавского АРЗ. Фото Николая Маркова
ТС-17144А Плавского АРЗ. Фото Николая Маркова
ТС-17144А Плавского АРЗ. Фото Николая Маркова
ТС-17144А Плавского АРЗ. Фото Николая Маркова

Продолжение следует! Предыдущие части про УАЗоиды читайте здесь:
Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6

Авто
5,66 млн интересуются