Начало 1960-х для коллектива Саранского завода автосамосвалов было временем проверки на стойкость: многие технологические объекты на предприятии еще достраивались, повсюду отсутствовали нормальные подъездные пути, о благоустройстве территории не было и речи. В ненастье шасси в цех сборки самосвалов затаскивали гусеничными тракторами! Однако заводчане не только выполняли план по сборке самосвалов ГАЗ-93А и ГАЗ-93Б, но и умудрялись осваивать новую технику: например, осенью 1963 года была собрана первая промышленная партия из сотни самосвалов САЗ-2500 с предварительным подъемом кузова.
Текст: Николай Марков, Сергей Леонтьев
Фото: архив авторов
САЗ-2500 стал первым самосвалом с предварительным подъемом кузова, серийно освоенным советской промышленностью. Сами по себе машины такого типа получили некоторую известность у нас в стране еще во второй половине 1930-х годов благодаря публикациям в книгах «Механизация погрузочно-разгрузочных работ на автотранспорте» и «Автомобили-самосвалы и их применение в дорожном строительстве». В обеих этих книгах был рассмотрен американский самосвал с подъемником ножничного типа на шасси Ford-AA. Вот тот рисунок, что был опубликован в означенных источниках:
Однако до практического применения подобной техники в СССР дело дошло лишь спустя два десятилетия. Вероятно, первой советской разработкой такого рода стал самосвал ПКВ-2,0 на базе ГАЗ-93, использовавшийся как погрузчик корнеплодов в высадкопосадочные сельхозмашины. Его разработало киевское ГСКБ по сельхозмашинам, а штучное изготовление вел белоцерковский завод «Автотрактородеталь имени 1-го Мая».
Правда, требованиям селян этот автомобиль отвечал не в полной мере. Вместимость его платформы даже с надставными бортами составляла всего 2,4 кубометра, не позволяя использовать всю грузоподъемность при транспортировке корнеплодов. В связи с этим возникла необходимость создания нового самосвала, адаптированного для выполнения более широкого спектра задач на селе. К решению этой задачи в 1962 году и подключился конструкторский отдел САЗа.
Базой для самосвала САЗ-2500 послужило то же шасси ГАЗ-51Д, которое поступало в Саранск для сборки серийных машин девяносто третьей серии. Платформу нового самосвала конструкторы спроектировали на основе цельнометаллического кузова «сельхозника» ГАЗ-93Б: его только укоротили на 26 см и снабдили задним бортом, который мог открываться как на верхних, так и на нижних петлях, а также подвешиваться на цепях в горизонтальном положении для перевозки длинномеров. В стандартной комплектации такая платформа вмещала 2,7 кубометра, а при установке деревянных надставок эта величина возрастала до 5,2 кубометров. Рычажный опрокидывающий механизм кузова также был максимально унифицирован с аналогичным узлом самосвала ГАЗ-93Б. По рычажной же схеме был выполнен и механизм предварительного подъема платформы.
Много внимания в ходе проектных работ уделялось вопросу устойчивости при разгрузке с предварительно поднятой платформой. Первые же испытания подтвердили, что при сваливании сыпучих грузов угроза опрокидывания САЗ-2500 полностью отсутствует, если разгрузка происходит на горизонтальной площадке и водителем не превышена установленная грузоподъемность (2100 кг).
Перед сваливанием с предварительно поднятой платформы грузов, склонных к зависанию или залипанию (силоса, навоза и т.д.), предписывалось в обязательном порядке задействовать специальное опорное устройство. В этом качестве использовались две стойки из труб прямоугольного сечения, выдвигаемые из поперечной балки на заднем торце рамы самосвала. После выдвижения эти стойки наклонялись на 45 градусов вниз и фиксировались в этом положении стопорными пальцами.
Интересно, что при работе САЗ-2500 в комплексе с серийными высадкопосадочными машинами ВПГ-4Б ради улучшения условий подъезда опорное устройство рекомендовалось снимать. Устойчивость же в этом случае обеспечивалась за счет малого угла ссыпания посадочного материала (свеклы), а также благодаря возможности опоры рамы самосвала на прикатывающие колеса агрегата ВПГ-4Б.
В целом по своим функциональным возможностям новый саранский самосвал намного превзошел своего украинского предшественника. Так, САЗ-2500 мог использоваться как для механизации загрузки бункеров высадкопосадочных машин, так и для загрузки навозоразбрасывателей, формирования буртов высотой до 2,2 метров и для перевозки любых сыпучих сельхозгрузов. А разгрузка его кузова могла производиться в том числе и без предварительного подъема платформы.
Выпуск автомобилей САЗ-2500 продолжался до 1966 года включительно, и за это время их успели построить 4383 экземпляра. Несмотря на короткий период нахождения в производстве, САЗ-2500 побывал экспонатом целого ряда всесоюзных выставок, к каждой из которых были подготовлены соответствующие буклеты. Вот их подборка:
А вот самосвал САЗ-2500 на выставке в Эстонской ССР:
Однако история саранских самосвалов с предварительным подъемом платформы на этом не завершилась. Уже в 1966 году конструкторы завода приступили к разработке проекта более совершенного самосвала САЗ-3502 на шасси ГАЗ-53-02. В дальнейшем, с 1969 года, этот самосвал серийно выпускался по саранской документации на Фрунзенском автосборочном заводе в Киргизской ССР.
Ну а прямым потомком САЗ-3502 стал самосвал с предварительным подъемом модели ГАЗ-САЗ-2504 на шасси ГАЗ-3309.
Ну и в заключение – пару слов еще о двух малоизвестных советских самосвалах такого же типа. Практически одновременно с САЗом к созданию сельского самосвала с предварительным подъемом кузова приступили на ЗИЛе. Работы в этом направлении велись четырьмя членами молодежного общественного конструкторского бюро фактически факультативно и сперва даже не были включены в план новой техники завода. Первый и единственный образец такого самосвала, получившего индекс ЗИЛ-133С, был готов в 1963 году. В качестве базового шасси для него был использован на тот момент еще опытный грузовик ЗИЛ-131, но с демонтированным приводом на передний мост (6х4). Самосвал ЗИЛ-133С успешно прошел цикл испытаний в Московской области и в Краснодарском крае и был рекомендован к постановке на производство на Мытищинском машиностроительном заводе.
Но поскольку сам базовый грузовик ЗИЛ-131 планировался к выпуску лишь в VIII-й пятилетке, в Мытищах самосвальную надстройку с предварительным подъемом платформы адаптировали к только что ставшему серийным шасси ЗИЛ-130 – так родился 4-тонный самосвал ЗИЛ-ММЗ-551. Его опытный образец был построен в 1964 году и тогда же благополучно испытан, однако до запуска в серию дело не дошло.