Як-42 – один из последних пассажирских самолётов, созданных в СССР. Его начали разрабатывать в 1972 году, а уже спустя два года построили первый лётный экземпляр, который поднялся в воздух 7 марта 1975 года.
Самолёт спроектировали так быстро потому, что за основу взяли удачную концепцию самолёта Як-40 и промасштабировали её в сторону увеличения.
Три двигателя в хвосте, Т-образное хвостовое оперение, встроенный трап.
Первый прототип Як-42 даже имел почти прямое крыло, аналогичное крылу Як-40.
Однако, в серию самолёт пошёл со стреловидным крылом.
Як-42 создавался для замены уже даже на тот момент устаревшего Ту-134, но полноценной заменой ему так и не стал. Унёсшая 132 жизни катастрофа 1982 года под Наровлей была вызвана конструктивными недоработками. Для их устранения эксплуатацию Як-42 пришлось приостановить на два года.
В 1988 году появилась модификация с увеличенной дальностью полёта, Як-42Д. Её серийное производство на Саратовском авиазаводе продолжалось вплоть до 2003 года. Но даже несмотря на это, Як-42 в итоге было выпущено в разы меньше, чем Ту-134 или Як-40.
Сорок вторые Яки всё ещё продолжают эксплуатироваться в трёх российских авиакомпаниях. Летают они и в различных ведомствах.
Интересный факт: полетевший не так давно МС-21 создан на основе проекта Як-242.
Як-242, он же — Як-42М, задумывался как глубокая модернизация Як-42.
Другой вариант Як-42М - это самолёт с двумя двигателями под крылом и третьим ‒ в корне киля.
На основе Як-42 в 1982 году пытались сделать и самолёт для местных линий. Этот проект назывался Як-46.
Те же двигатели Д-36, но всего два, и укороченный фюзеляж, уменьшенный размах крыла. Салон на 78 пассажиров, примерно как у Ан-148.
С 1985 года проектирование Як-46 отклонилось совсем в другую сторону ‒ он превратился в самолет на 150 пассажиров, предназначенный скорее для замены Ту-154. Он должен был оснащаться двумя турбовинтовентиляторными двигателями Д-27, причём установленных не в тянущей, а в толкающей конфигурации.
Однако, уже в 1987 году Як-46 перепроектировали под два двигателя ПС-90А12, расположенные под крылом.
Именно он в 1993 году получил имя «Як-242» и лёг в основу МС-21.
Обратите внимание, что ещё в 1991 году, когда в журнале «Гражданская авиация» был опубликован этот чертёж, самолёт уже предполагалось оборудовать винглетами.