Одной из достопримечательностей Гдова по праву считается установленный на постаменте трактор СХТЗ - 15/30 - первенец советской промышленности. Не знаю. в каком он сейчас состоянии, но я его увидел вот таким в июле 2010 года, открытым всем ветрам и непогоде.
Трактор создавался как основное средство для механизации сельского хозяйства в 30-е годы. В качестве прототипа был выбран один из лучших в мире тракторов американский "Интернешнл - 15/30". В процессе создания трактора СХТЗ 15/30 конструкция зарубежного прототипа была изменена применительно к отечественным условиям, стандартам и материалам. Для производства тракторов в короткие сроки были построены два крупнейших в мире тракторостроительных завода - Сталинградский и Харьковский, с общей производственной мощностью 100000 тракторов в год.Трактор СХТЗ 15/30 имел классическую компановку с рамным остовом.
Этот трактор был самым распространенным в отечественном сельском хозяйстве в 30- 40-е годы. Трактор предназначался для выполнения работы с двух- трехкорпусными плугами и другими сельскохозяйственными машинами общего назначения, в т.ч. с приводом от вала отбора мощности, а также для привода стационарных машин.
Никакой маркировки над радиатором не сохранилось, зато сохранилась "заводилка".
Общее количество выпущенных тракторов - 390500 единиц. Мощность двигателя, л.с. (кВт) - 31,5 (23). Эксплуатационная масса, 3000 кг. Число передач вперед/назад - 3/1. Диапазон скоростей движения вперед, 3,5 - 7,4 км/час.
Изготовители:
- Сталинградский тракторный завод (1930-37),
- Харьковский тракторный завод (1931-37),
- Второй авторемонтный завод, Москва (1948-50).
Если я ничего не перепутал, то трактор установлен на постамент вот у этого здания с загадочной надписью ПУ-75
А на здании есть мемориальная доска, которая сообщает нам следующее:
Оригинал поста с фоторепортажем по поездке в Гдов смотрите в моем ЖЖ starcom68 здесь.