Найти тему
ItodorTV

СТАЦИОНАР VS ПОДВЕСНИК. КАКОЙ МОТОР ЛУЧШЕ?

Одна из самых частых претензий, которую я слышу в комментариях к обзорам моторных лодок и катеров: «почему вы называете моторную лодку катером?». Действительно в водно-мотоной терминологии существует негласное разделение. Если мотор стационарный, то катер; а если подвесной – моторная лодка. И хотя такая «традиция» сложилась ещё в ту пору, когда маломерное судно с мотором даже 100 л.с. было редкостью, придирчивые «комментаторы» не упускают возможности по язвить. Углубляться в этимологию и значения терминов мы не будем. Я не считаю этот вопрос принципиальным, и давно не делаю подобных разделений. Зато предлагаю заострить внимание на куда более важной теме: отличиях в условиях эксплуатации катера со стационарным или подвесным мотором.

Как и в любом подобном сравнении всегда имеет место убеждение владельца. Т.е. какие-то особые взгляды человека, которые «обесценивают» в его глазах любые аргументы и доводы в пользу иного, отличного мнения. Это личное дело. И потому в этой статье я вовсе не ставлю своей целью выявить кого-то лучшего. А лишь обозначу те моменты, которые стоит учитывать, выбирая тип двигателя для вашего катера. И, разумеется, всё сказанное далее является исключительно моим личным мнением, основанным на том опыте путешествий и эксплуатации катеров с разными моторами, который я имею.
Если интересно тогда поехали!

Открытие сезона 22 января 2020 года. Река Нева, катер со стационарным дизельным двигателем стал первым для меня в этом году.
Открытие сезона 22 января 2020 года. Река Нева, катер со стационарным дизельным двигателем стал первым для меня в этом году.

Мотор стационарный.
Так случилось, что буквально пару дней назад, а именно 22 января я открыл водно-моторный сезон 2020 года, что является своего рода рекордом! Катера со стационарным дизельным двигателем. А коль так, со стационара и начнём.

Для чистоты сравнения, хочу обозначить некоторые условия. Мы говорим о тек моделях катеров, для которых теоретически или практически возможна установка, как стационара, так и ПМ (подвесной мотор здесь и далее). Негласно считается, что такой выбор появляется на корпусах от 7 метров (+-). Хотя на самом деле (и такие примеры есть) стационар можно установить практически на любой корпус. Начиная от размера с гидроцикл.

Первый тезис, который бы я хотел озвучить, многим покажется абсурдным. Однако я не раз слышал это в качестве «весомого аргумента», как говориться «на полном серьёзе». Для некоторых людей лодка с подвесным мотором, даже, если это 4 по 350 л.с. – всё равно остаётся лодкой. А вот корпус со стационарным двигателем – «настоящий катер». Звучит странно, но таково восприятие людей и это вполне может стать причиной для принятия решения. К слову, обратной силы данный тезис не имеет. Во всяком случае, я никогда не слышал, чтобы выбор ПМ был основан на желании иметь «моторную лодку», а не катер.

-3

Вернёмся к более понятным и объективным аргументам. Куда большее практическое значение имеет просторный купальный мостик, который можно установить в том случае, если мотор стационарный. Конечно, на многих моделях с ПМ и кренолины достаточно большие, но всё же это не идёт в сравнение с купальной платформой. Если вы увлекаетесь рыбалкой, то это пространство можно использовать для ловли рыбы. В остальном я бы не сказал, что в этой опции есть какое-то ключевое преимущество.

Купальная платформа у этой модели не очень большая, но и её можно использовать для ловли рыбы в спокойную погоду.
Купальная платформа у этой модели не очень большая, но и её можно использовать для ловли рыбы в спокойную погоду.

Не только в мире автомобилей, но и катеров есть немало поклонников дизельных двигателей. Помимо всё той же экономии топлива, которую позволяет делать «дизель», зачастую большую актуальность обретает проблема с заправками. Стоит немного уехать за несколько сотен километров от «цивилизации», как наступают серьёзные проблемы с качествнным бензином. С дизелем всегда существенно проще. Что и мотивирует будущих владельцев катеров прилично переплачивать при покупке дизельного мотора. И тут придётся столкнуться с тем, что предложений по установке подвесного двигателя работающего на дизельном топливе фактически нет. «В природе» они существуют, но очень ограничены и на российском рынке не представлены. Не только для покупки, но и обслуживания.
Стационаров тоже не много, но зато это не нуждающиеся в особом описании марки Volvo Penta и Yanmar. В случае с большими корпусами может быть и Cummins. Итак, если для вас важно много перемещаться по акватории. Совершать длительные экспедиции, особенно там, где с заправками могут быть проблемы. А там, где есть проблемы с заправками проблемы с качественным бензином ещё больше (впрочем и к дизелю это относится тоже) – дизельный двигатель становится единственно верным решением. И
это я считаю – главное преимущество в пользу стационара.

Заправка катера в Турухансе (1200 км ниже по течению Енисея от Красноярска). Одно из немногих мест здесь, где можно найти топливо. Годом раньше наш катер был укомплектован бензиновым двигателем и заправиться здесь мы не смогли.
Заправка катера в Турухансе (1200 км ниже по течению Енисея от Красноярска). Одно из немногих мест здесь, где можно найти топливо. Годом раньше наш катер был укомплектован бензиновым двигателем и заправиться здесь мы не смогли.

Тоже можно сказать и об установке водомётного двигателя. Да, на небольших мощностях есть альтернатива и подвесного водомёта. Однако, если мы говорим о мощности 300-400 или 500 л.с. необходимых для нормального движения катера – только стационарный водомёт решает эту задачу. Выбор тут, кстати, тоже не богат. Но зато практически все производители отличаются исключительной надёжностью. За исключением, разве что Mercury, но насколько я знаю, они отказались от производства таких двигателей. Итак: если необходим водомётный двигатель большой мощности.

В таких условиях водомётный двигатель единственно верное решение.
В таких условиях водомётный двигатель единственно верное решение.

Ещё один аргумент: благодаря тому, что мотор устанавливается гораздо ближе к миделю (центральной части корпуса), нет большой нагрузки на транец и развесовка по корпусу лучше сказывается на мореходных качествах. От себя скажу, что в этом, конечно, есть логика. Но мой личный опыт не позволяет однозначно утверждать это. Согласиться с тем, что со стационаром катер лучше выходит в режим глиссирования или имеет большую грузоподъёмность, например. Тут гораздо больше зависит от обводов корпуса, чем от типа двигателя. Но, тем не менее, примем это, как аргумент – лучшее распределение веса и меньшая нагрузка на транец.

Один из "аргументов", который я слышал гласил буквально следующее: не хочу, чтобы на транце что-то болталось. Что ж, почему бы и нет!?
Один из "аргументов", который я слышал гласил буквально следующее: не хочу, чтобы на транце что-то болталось. Что ж, почему бы и нет!?

Иногда «знатоки» утверждают, что обслуживание стационара, как и сам мотор – дешевле, нежели подвесник. На самом деле это не совсем так. Точнее, сравнивать нужно конкретные модели и вполне вероятно, что это преимущество может оказаться и в пользу ПМ. Многое зависит от региона обслуживания и присутствия в нём представителей эксплуатируемой марки. Это, кстати, стоит учитывать при покупке в любом случае. Есть ли в вашем регионе специалисты, способные делать диагностику и обслуживание вашего двигателя!

Отправляясь в дальний поход нужно быть уверенным в том, что тебе хвтатит топлива. Одна из 4 заправок на нашем маршруте. Фильм об этом путешествии доступен для просмотра на канале Youtube.com/itodortv
Отправляясь в дальний поход нужно быть уверенным в том, что тебе хвтатит топлива. Одна из 4 заправок на нашем маршруте. Фильм об этом путешествии доступен для просмотра на канале Youtube.com/itodortv

В тех случаях, когда мы говорим о совсем больших корпусах, длиной от 12-15 метров. Для которых требуется довольно большая мощность, иногда превышающая 1000 и более лошадиных сил, теоретически можно поставить многомоторуню установку подвесных двигателей, но в этом случае целесообразнее всё же комплектовать такой катер или моторную яхту парочкой мощных стационаров.

-9
Пожалуй, это и всё, что я могу занести в актив стационара. Но, если что-то весомое всё же упустил, буду рад видеть ваши уточнения в комментариях!
-10

Если есть возможность ставить ПМ – стационар даже не обсуждается…
Примерно такой тезис часто можно услышать от тех, кто связан с данной темой. И мне практически нечего ему противопоставить. Ведь судите сами…
Выбор подвесных моторов несравнимо больше, чем выбор стационаров. Практически в любой мощности, если говорить о корпусах до 10 метров длины (30-35 футов). Выбор подразумевает не только имя производителя, но и внешний вид мотор, технические решения реализованные под его кожухом; возможности сервиса и обслуживания в вашем регионе и, конечно, цена комплекта. Как следствие, вы можете не только подобрать более привлекательный для себя мотор, но и рассматривать этот выбор с точки зрения последующего сервисного обслуживания. Совершая более рациональный выбор. Итак, первое:
больший выбор доступных моделей.

Моторы Mercury и более мощная серия Verado пользуются огромной популярностью, однако в такой мощности можно выбрать и Suzuki, Evinrude, Tohatsu, Yamaha, Honda...
Моторы Mercury и более мощная серия Verado пользуются огромной популярностью, однако в такой мощности можно выбрать и Suzuki, Evinrude, Tohatsu, Yamaha, Honda...

Основное преимущество подвесника, на мой взгляд, свободное пространство под палубой кокпита. Дело в том, что стационарный двигатель занимает очень много места, которое в случае с использованием ПМ можно использовать для хранения вещей или размещения дополнительных топливных баков. Назовём это – появление огромного рундука или даже каюты. свободившееся место под палубой кокпита можно использовать для хранения вещей или топлива.

Освободившееся место можно использовать для различных объёмных и нужных вещей...
Освободившееся место можно использовать для различных объёмных и нужных вещей...

Ещё одно весомое преимущество – вибрация. Установленный внутри корпуса стационар, даже при наличии всяких «подушек» и прочих «амортизаторов», всё равно создаёт весьма ощутимую вибрацию на корпус. Помимо дискомфорта для пассажиров, это ещё и воздействия на различные элементы конструкции корпуса. Крепежи и тд. В случае с подвесником вибрация тоже есть, но она несравнимо меньше, чем у стационара. Кстати, некоторые любители рыбалки уделяют этому особо пристальное внимание. Утверждая, что большая вибрация корпуса катера может отпугивать рыбу. Лично я таких исследований не проводил, но определённая логика в этом есть.

Двигаясь на малых оборотах с подвесным мотором по корпусу проходит едва ощутимая дрожь. Стационарный двигатель создаёт весьма ощутимые вибрации.
Двигаясь на малых оборотах с подвесным мотором по корпусу проходит едва ощутимая дрожь. Стационарный двигатель создаёт весьма ощутимые вибрации.

Шум. Это ещё одна «боль» стационара. Опять же, хорошая шумоизоляция капота и всего кожуха, где установлен двигатель, частично решает эту проблему. Но лишь частично! Есть даже что-то вроде шутки: подвесник хорошо слышно снаружи катера, но почти не слышно внутри; стационар – почти не слышен снаружи, зато внутри… Так или иначе, но в случае со стационаром двигаясь на полном ходу разговаривать в кабине практически невозможно. Если ваш катер оснащён изолированной кабиной-рубкой с хорошей шумоизоляцией, звук подвесных моторов хоть и будет слышен, но он не будет доставлять больших хлопот, позволяя нормально общаться.

Зачем нужна уютная каюта, если в ней нельзя спокойно общаться при работающем двигателе?
Зачем нужна уютная каюта, если в ней нельзя спокойно общаться при работающем двигателе?

Хождение по мелководью. Если вам необходимо подходить близко к берегу на минимальной глубине, либо пройти по сложной, мелководной акватории – вы можете использовать трим и поднять моторы. В случае с ПМ это вести визуальный контроль и гребные венты будут находиться существенно ближе к поверхности воды, чем у стационарного двигателя. Таким образом – движение по мелководью безопаснее для ПМ, а минимальная и максимальная осадка меньше.

-15

Эксплуатация в холодное время года. В отсеке со стационарным двигателем всегда присутствует вода. Хотя помпы и откачивают её, какая-то часть всё равно остаётся. В связи с этим есть устойчивое мнение, что эксплуатация стационара в холодное время года, когда возможны заморозки – крайне не желательна.

Не смотря на установленный подвесной мотор, купальная платформа этого катера тоже очень просторная
Не смотря на установленный подвесной мотор, купальная платформа этого катера тоже очень просторная

Обслуживание мотора. Замена винтов, необходимость освободить винты, если они намотали верёвку, сети или что-то ещё. Да и доступ к самому мотору, если это ПМ – значительно легче. Если вернуться на два пункта выше, и вспомнить, что вероятность повредить гребной винт у стационара в целом выше. В данном случае мы видим, что в случае повреждения заменить винт не вытаскивая катер из воды, фактически не представляется возможным. Если в местах, где вы планируете эксплуатировать свой катер высока вероятность повредить винт – это очень большой минус для стационара.

Это всего лишь сервисное обслуживание "докатки". Поменять вин стационара в таком положении не представляется возможным.
Это всего лишь сервисное обслуживание "докатки". Поменять вин стационара в таком положении не представляется возможным.

Ликвидность на рынке. И тот и другой мотор в принципе всегда можно отсоединить, снять и продать отдельно от корпуса. Учитывая, что мы говорим о моторах мощностью далеко за 100 л.с., очевидно, что делать это самостоятельно в «полевых» условиях в любом случае невозможно. Конечно, ПМ демонтировать и установить значительно легче, но это не такое уж очевидное преимущество. Куда весомее – ликвидность двигателя. Возможность его продажи, как отдельно от катера, так и вместе с ним.

Для многих покупка катера это в том числе и инвестиции. И хотя, как и автомобиль, с каждым годом любой катер будет лишь терять в цене. Ликвидность на вторичном рынке тоже может стать определяющей в выборе и тут преимущество на стороне ПМ.
Для многих покупка катера это в том числе и инвестиции. И хотя, как и автомобиль, с каждым годом любой катер будет лишь терять в цене. Ликвидность на вторичном рынке тоже может стать определяющей в выборе и тут преимущество на стороне ПМ.

Есть и ещё несколько тезисов, которые так же можно отнести к числу аргументов в пользу ПМ мотора. Дабы избежать пересудов, выскажу своё мнение. Да оно и без этого очевидно. Конечно, я всегда буду «голосовать» за ПМ. Но, существуют ситуации, когда среди всего разнообразия ПМ нет нужного решения. Как, например, с дизельным двигателем. И тут уж... приходится идти на компромисс.

Важно помнить, что абсолютно любой катер - это компромисс. Независимо от размера, конфигурации и типа двигателя. Выбирать следует исходя из условий эксплуатации, задач и возможностей.
Важно помнить, что абсолютно любой катер - это компромисс. Независимо от размера, конфигурации и типа двигателя. Выбирать следует исходя из условий эксплуатации, задач и возможностей.

Вполне возможно, что и в вашем случае условия эксплуатации сами диктуют такое решение. Во всех тех случаях, когда имеет место возможность равноценного выбора - я не вижу ни одной веской причины, чтобы отказаться от подвесника

Дмитрий Матвеев || YouTube.com/ItodorTV
все фото автора (с)

-20